ЗОЛОТАЯ ТЫСЯЧА
Включить ингредиенты
Исключить ингредиенты
Популярные ингредиенты
Тип рецепта

«Подарок молодым хозяйкам» Елены Молоховец

«Подарок молодым хозяйкам» Елены Молоховец фото
Фотограф
Сергей Леонтьев

Когда Елене Ивановне Молоховец исполнилось тридцать пять, она ударилась в лютую православную мистику с элементами спиритизма. Удивительная эволюция для человека, сочинившего подробную инструкцию ­быто­вого гедонизма, впрочем, спиритизм в каком-то смысле тоже имеет отношение к гастрономии. Их объединяет стол. Только в одном случае его ­накрывают, а в другом вертят.После прославившего Молоховец «Подарка молодым хозяйкам», выдержавшего по разным данным от двадцати пяти до тридцати переизданий при жизни автора и разошедшегося общим тиражом в триста тысяч экземпляров, Елена Ивановна написала несколько духовидческих книг на тему православия, самодержавия и разрушающейся России, но успеха они не имели. Молоховец умерла в декабре 1918-го в возрасте восьмидесяти семи лет, успев увидеть, как рухнула обожаемая ею Россия, а вместе с ней и весь тот уклад, вдохновенным фиксатором которого она была.

В «Подарке…» больше тысячи страниц, четыре с лишним тысячи рецептов — от желтого бульона до сосисок из рыбы — и без счета домоводческих советов. Кажется, нет ни одного женского страха и домашней каверзы, которую бы не предусмотрела Молоховец. Все — от простуды до нюансов зимнего поста, от воровства прислуги и до хранения жирных сливок имеет свое решение. Русская жизнь девятнадцатого века сквозь призму этой книги предстает настоящим муравьиным царством, собранным из мириад иголок и соломинок. И кажется, не с упадком православной духовности, а именно с рушащимся муравьиным домом русского быта прежде всего связано позднее идеологическое озарение Молоховец. Она хотела спасти ту Россию, в которой возможно, например, приготовление варенья из аира, рецепт которого начинается как гоголевская сказка: «В мае месяце выкопать кореньев аира, вымыть их, бросить тотчас же в холодную воду и мочить в ней три дня, каждый день переменяя воду. Потом очистить ножом коренья, опять опустить в воду на ночь; на другой день вскипятить их в двух водах в больших котлах…» В общей сложности на приготовление этого варенья надо потратить до пяти дней. При этом не оставляя все прочие хозяйственные хлопоты, трагантовые какие-нибудь конфеты. Уже к началу двадцатого века мало кто в России жил так подробно. Уже тогда барочная избыточность молоховецкого быта выглядела анахронизмом, и книгу читали как этнографическое фэнтези, эдакую смесь «Домостроя» с «Сильмариллионом».

Примерно в таком статусе «Подарок…» пережил период эмигрантских изданий и вернулся в начале девяностых в новый русский гастрономический контекст. Гигантский талмуд, весом от килограмма и больше, переиздается так регулярно и в таких ­тиражах, что, кажется, уже давно все разговоры о смерти русской кухни должны быть закончены. Столько людей имеют доступ к рецепту аирового варенья — о чем вообще речь? Однако то ли масштаб собора, выстроенного Молоховец, как-то ­подавляет, то ли у аира в мае недород, девяносто девять процентов из «Подарка….» так и не стали ни ресторанной, ни домашней практикой. В Россию можно только верить, что называется.

Хотя, если покопаться, у Молоховец можно найти массу очень современных рецептов. Та же гречка с пармезаном, томленная в духовке, — замечательный пример мультикультурализма и подхода slow cooking.

Пармезан, кстати, считается носителем пятого вкуса — в дополнение к соленому, кислому, сладкому и горькому. Умами — это кулинарный двадцать пятый кадр, открытый во второй половине двадцатого века. Молоховец знала это еще в девятнадцатом. Но умами Россию не понять.

26.07.2015