Как делают фарфор в Вербилках

Путь чашек, тарелок и чайников от каолина до золоченой росписи

Как делают фарфор в Вербилках

Лосиная голова на дне чашек, блюдец и тарелок — фирменный знак старинной фарфоровой фабрики в подмосковных Вербилках. Она была основана в 1754 году шотландцем Францем Гарднером. Он использовал малороссийскую глину и нанял мастеров из саксонского Мейсона, а также производителя майолики Андрея Гребенщикова, которого Гарднер спас от долговой ямы. Тот в благодарность раскрыл Францу Яковлевичу формулу фарфора, которую за несколько лет до этого вычислил брат Гребенщикова Иван.

Предприимчивый шотландец мечтал вытеснить с российского рынка саксонский фарфор, заменив его местным, и это у него получилось. Фабрика быстро стала важным для страны предприятием и была потом удостоена звания поставщика императорского двора.

Семья Гарднер руководила фабрикой полтора века. Потом производством владел Матвей Кузнецов, вписав его в 1892 году в «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С.Кузнецова». На смену гарднеровской строгости форм и красок пришло купеческое нахальство кузнецовских мастеров.

В 1917 году мануфактуру национализировали, и последующие сто лет ее ассортимент рос как на дрожжах, заводя новые формы и традиции, но не отменяя при этом старых. Нынешняя продукция фабрики, которая теперь называется «Мануфактуры Гарднер в Вербилках», демонстрирует все удачи далекого и близкого прошлого (и, конечно, настоящего), а фабричный магазин напоминает музей: тонкостенные полупрозрачные чайные пары, столовые сервизы, фарфоровый Василий Теркин, козлята, шашки в виде кур и детские сервизы с оранжевым самосвалом.

Смены эпох, владельцев, названий, художников и вкусов россиян практически никак не отразились на технологии производства фарфора. Она, как и в 1754 году, начинается с лопаты.

«Мануфактура Гарднер в Вербилках» — главное предприятие Вербилок. Тут работает 240 человек, две трети сотрудников фабрики — местные, чьи предки работали еще при Матвее Кузнецове.
Основа фарфора: глина, песок, полевой шпат и каолин. Первые три легко добываются в России, с четвертым сложнее — в стране нет каолина нужного качества, поэтому русские фарфоровые фабрики покупают его в Донбассе. У мануфактуры есть собственная железнодорожная ветка, соединенная с Савеловским направлением МЖД, по ней сырье подвозят прямо к хранилищам. Раньше у «Вербилок» была еще узкоколейка: в 1935 году здесь запустили четырнадцатикилометровую линию, соединявшую фабрику с торфяниками недалеко от поселка Бельское — долгое время торф был основным топливом на производстве.
Ведро и лопата — главные инструменты работников массозаготовительного цеха. С помощью специальной дырки в полу сырье в правильных пропорциях переправляют этажом ниже, где оно оказывается в шаровой мельнице — гигантском металлическом барабане, покрытом изнутри фарфором и начиненным фарфоровыми же шарами. К 12 утра мельница с ее фарфоровыми шарами должна перетереть всю смесь, заготовленную на день, доводя ее до нужной легкости. Затем полученный порошок пропускают через сито, а после выкладывают на магнитную ленту, которая отбирает мельчайшие металлические крошки, отколовшиеся от ведра или лопаты: малейшая металлическая заноза отложится на белоснежном фарфоровом полотне яркой черной мушкой, а это уже брак, которого фабрика позволить себе не может.
Сотрудница фабрики проверяет на соответствие нормам застывшую формованную посуду.
Каждый день на фабрике выпускают в свет от 12 000 до 15 000 чашек, тарелок, супниц и других предметов.
На заднем плане — гипсовые формы, в которых отливают посуду. Худсовет фабрики изучает старые модели и формы, и время от времени тут выпускают посуду, придуманную во времена Гарднера или Кузнецова.
На фабрике выпускают только жаропрочный фарфор. В этих чайниках, например, кипятят воду.
Так делают посуду в формовочном цехе. Пластилинообразную фарфоровую колбаску (очищенная фарфоровая смесь, замешанная на воде и спрессованная под вакуумом) режут порционно, бросают в гипсовую емкость, в которую опускают формовочный ролик. Ролик размазывает смесь по стенкам, а потом придает ей форму. В смену тут занято от 6 до 8 человек, дневные нормы бывают разные — 2000 кружек на 300 мл, 6000 кружек по 200 мл, 1000 плоских тарелок и так далее.
Чайники, сделанные в цехе тонкостенной посуды. Метод ручного литья выглядит так: жидкую фарфоровую массу (очищенная фарфоровая смесь и вода) заливают в форму и дают ей застыть. Застыв, она превратится в черепок, который освободят от формы, дождутся, пока он высохнет и его цвет изменится с темного до светлого, а потом доведут до совершенства с помощью щеток и ножа. Так делают супницы, вазы, чайники и тонкостенные хрупкие чашки. Эту посуду украсят почетным клеймом мануфактуры Гарднера.
Носики к чайникам приклеиваются с помощью шликера (жидкой фарфоровой массы) и затираются водой.
У сотрудниц цеха тонкостенной посуды нет утвержденных ежедневных норм: все зависит от сложности заказа.
Сотрудницам фабрики запрещено пользоваться во время работы кремом для рук и тальком, чтобы посторонние вещества не оставляли следов на фарфоре. После работы — можно и нужно.
Застывшие ручки для супницы вынимают из формы.
2018 год — год Собаки, к нему готовятся давно. За осень-2017 на фабрике отлили и расписали около 3000 сувенирных собачек.
На будущем чайнике есть специальные метки, которые помогают правильно приклеить носик.
Обожженные чайники перед отправкой на глазуровку.
Гипсовые формы всех мастей. На фабрике делают не только посуду, но и статуэтки, шахматы, настенные тарелки и колокольчики.
Таким образом чайники переносят в цех глазуровки после первого восьмичасового обжига при температуре 800 градусов. Чашки, тарелки, вазы и мопсы едут на обработку в специальной тележке, и только чайники несут на плече. Сотрудники фабрики говорят, что это старинный метод транспортировки и он надежнее прочих.
Посуда перед отправкой на второй обжиг. Он происходит в новой португальской печи, которую фабрика купила пару лет назад при поддержке областного правительства. Одиннадцать часов при температуре 1360 градусов — и заготовка окончательно станет фарфором. После этого ее отправляют к художникам.
Штампы, с помощью которых чашки украшают различными узорами. Чашки подешевле украшают переводной картинкой — деколью. Чашки подороже расписывают в несколько слоев — и порою даже и жидким 12%-ным золотом, которое до обжига совсем не сверкает и больше напоминает йод. После каждого слоя краски сахарница или чайник снова отправляют в печь закреплять результат. Поэтому иногда работа над одной чашкой может затянуться на несколько дней.
Расписывать тонкостенный фарфор может не каждый художник, его возможности сначала оценят худсовет и ассоциация «Народные художественные промыслы России».
Тонкостенный фарфор — при зрительной хрупкости — довольно прочная вещь. В Вербилках делают только высокотемпературный фарфор, который не желтеет и не деформируется со временем.
В фабричном магазине продаются и чайные пары с гарднеровскими узорами, и советские и постсоветские сервизы, и настенные тарелки, украшенные «Дамой с горностаем».

Теги:

---------------------------
похожие идеи