Как продают кенийский чай
- Марина Шаклеина
Это третья часть истории про кенийский чай. Первую, про то, как его выращивают, можно прочитать здесь, вторую, про то, как его делают, — здесь.
У готового фабричного кенийского чая есть три дороги. Первая — прямиком в красивую упаковку и на полки кенийских магазинов. Вторая — к оптовому покупателю, c которым удалось договориться лично, например, некоторые кенийские заводы самостоятельно продают свои чаи в Судан и Египет. Третья — самая простая и популярная: чай отправляется на склады в Момбасе и продается на аукционе торговым компаниям, как кенийским, так и зарубежным.
Чайный сектор в Кении устроен интересным образом. Часть производителей — фермеры, владеющие как плантациями, так и чайными заводами, их представители и занимаются продажей чая на аукционе в Момбасе. Но примерно 600 000 кенийских фермеров объединены компанией KTDA (Kenya Tea Development Agency) — это крупнейший производитель чая в Кении и крупнейший его экспортер. Если в цифрах, это 60% от общего объема производства чая в Кении и 20% от экспорта. У KTDA есть собственные бренды (например Safari и Ketepa Pride), но упор все же делается на экспорт безымянного чая.
Чай KTDA точно так же, как и продукты небольших компаний, попадает на аукцион. Аукцион в Момбасе является крупнейшим в Восточной Африке, тут продается не только чай из Кении, но и чай из Уганды, Руанды, Танзании, Эфиопии, Бурунди, Малавии, Мозамбика, Мадагаскара, Замбии и Демократической Республики Конго. Абсолютно уникальная история — на аукционах в других странах торгуют только собственным чаем. Это один из центров мировой торговли чаем наряду с аукционами в Коломбо (Шри-Ланка), Колкатой (ранее Калькутта, Индия) и Гуанчжоу (Китай). Более того, Момбаса продает больше черного чая, чем любой из этих аукционов. Так, в 2016 году оборот аукциона составил 480 тысяч тонн чая CTC, и две трети его были выращены в Кении.
Непосредственно торговлей чаем на аукционе занимаются посредники — брокеры. Они представляют ту или иную фабрику или компанию, а то и несколько сразу (всего на аукцион выставляют свой чай 80 компаний) и продают чай представителям торговых компаний, иностранных и местных (их на аукционе представлено 82). Первоначальная цена назначается после дегустаций брокерами и титейстерами — это еще одна профессия, без которой в чайном деле никак.
Аукцион проходит в зале на 100 человек, очень похожем на университетскую аудиторию. Здесь царит тишина, которая нарушается лишь спокойным голосом брокера, стуком деревянного молотка по столешнице и звяканьем чайных ложек. Да, чай тут разносят каждые 10–15 минут и не для дегустации: просто без чая в Кении не обходится ни одно серьезное дело.
На двух экранах отражаются лоты — сорт чая, фабрика и цена. Торговля тоже напоминает что-то из студенческих времен: чтобы начать торговлю, достаточно просто молча поднять руку. В среднем цена за килограмм чая крутится вокруг отметки в 2,7 доллара.
Часть чая отправляется напрямую покупателям в другие страны (в том числе в Россию: так, кенийский чай закупают компании «Май» («Майский чай») и «Орими трейд» (ее марки — «Принцесса Нури», Greenfield и т.д.).
Торговые компании ( у которых также может быть и чай с собственных заводов) делают купажи — смешивают чаи с разных фабрик, из разных регионов и разных грейдов (сортов), чтобы получить чай с определенным профилем: вкусом, ароматом, цветом. Собственно, именно этот процесс — ключевой с точки зрения того, что мы получаем на выходе в собственных чашках.
Чай может меняться в зависимости от климата, условий ферментации, хранения, но в пакетике или в пачке определенной марки должен стабильно оказываться купаж, дающий такой же вкус и аромат, что и год назад.
Профили определяются, во-первых, заказчиками, которые затем купят чай у торговой компании. Некоторые указывают требования не только к качеству самого чая, но и к упаковке: так, считается, что полиэтиленовые мешки не так хороши, как бумажные трехслойные. Однако, например, в Омане предпочитают именно такие, да еще вручную зашитые, потому что их попросту быстрее открывать.
Во-вторых, профили определяют сами торговые компании, выпускающие чай под собственными марками. Так делают немногие, но именно их деятельность крайне ценна для Кении, именно они из года в год награждаются премиями и отмечаются правительством. Потому что пока только собственные бренды могут дать покупателям по всему миру узнать и полюбить именно кенийский чай.
У каждой компании есть свой дегустационный отдел, где каждый день смешиваются и тестируются различные сорта чая — как без ароматизаторов и иных добавок, так и с ними.
Добавками служат как дегидрированные плоды, цветы и другие части растений, так и ароматизаторы — натуральные и синтетические. Ароматизаторы закупаются, как правило, в Германии, своих в Кении нет.
В качестве натуральных ароматизаторов нередко выступают эфирные масла. Чай выдерживается сутки в емкости, в которую проводят пары от нагреваемых масел, и таким естественным образом они приобретают стойкий аромат. Однако метод это довольно дорогой, им пользуются представители премиального сегмента — и то для отдельных линеек чаев. Например, производство одного пакетика премиального чая компании Kericho Gold стоит около доллара (включая упаковку), и нетрудно представить, сколько будет стоить пачка из 20 пакетиков в магазине. Продается этот чай в Кении и в Великобритании, а компания помимо производства собственных чаев занимается созданием смесей для универмага Harrod's.
Более доступный метод — использование готовых ароматизаторов для чая, их существует бесчисленное множество. Хочешь — лимон или яблоко с корицей, а хочешь — карамель или шоколад. Ароматизаторы смешиваются с чаем, а затем все отправляется на упаковку.
С рассыпным все просто — сначала в пакет, затем в коробку и на продажу.
С чайными пакетиками интереснее. Во-первых, пакетики бывают разные. Дешевые — из фильтровальной бумаги, варианты подороже — пирамидки из нейлона. Самые дорогие еще и упакованы в индивидуальные пакеты: так чай дольше сохраняет аромат.
Готовый чай грузят в контейнеры и отправляют по суше в соседние страны и по морю — в дальние. Первый город в России, принимающий кенийский чай, — Петербург.