ЗОЛОТАЯ ТЫСЯЧА
Подбор рецептов
Включить ингредиенты
Исключить ингредиенты
Методы приготовления
Популярные ингредиенты
Тип рецепта

Как продают кенийский чай

Третий репортаж Марины Шаклеиной об африканском чае
Как продают кенийский чай фото
Фотограф
  • Марина Шаклеина

Это третья часть истории про кенийский чай. Первую, про то, как его выращивают, можно прочитать здесь, вторую, про то, как его делают, здесь.

У готового фабричного кенийского чая есть три дороги. Первая — прямиком в красивую упаковку и на полки кенийских магазинов. Вторая — к оптовому покупателю, c которым удалось договориться лично, например, некоторые кенийские заводы самостоятельно продают свои чаи в Судан и Египет. Третья — самая простая и популярная: чай отправляется на склады в Момбасе и продается на аукционе торговым компаниям, как кенийским, так и зарубежным.

Чайный сектор в Кении устроен интересным образом. Часть производителей — фермеры, владеющие как плантациями, так и чайными заводами, их представители и занимаются продажей чая на аукционе в Момбасе. Но примерно 600 000 кенийских фермеров объединены компанией KTDA (Kenya Tea Development Agency) — это крупнейший производитель чая в Кении и крупнейший его экспортер. Если в цифрах, это 60% от общего объема производства чая в Кении и 20% от экспорта. У KTDA есть собственные бренды (например Safari и Ketepa Pride), но упор все же делается на экспорт безымянного чая.

Портрет президента Кении Ухуру Кениаты по закону должен быть в любой общественной и частной организации, будь то магазин, ресторан, фабрика — или кабинет CEO крупнейшей в стране чайной компании KTDA Лерионки Тиампати.
С фабрик чай приезжает в Момбасу и попадает на склады или сразу на расфасовку.
В Кении очень серьезно относятся к безопасности производства. Стенды с инструкциями по всем возможным темам можно найти на всех фабриках и складах. Например, на складе торговой компании Finlays учат правильно поднимать тяжести. Не зря — один мешок с чаем весит 80 кг.

Чай KTDA точно так же, как и продукты небольших компаний, попадает на аукцион. Аукцион в Момбасе является крупнейшим в Восточной Африке, тут продается не только чай из Кении, но и чай из Уганды, Руанды, Танзании, Эфиопии, Бурунди, Малавии, Мозамбика, Мадагаскара, Замбии и Демократической Республики Конго. Абсолютно уникальная история — на аукционах в других странах торгуют только собственным чаем. Это один из центров мировой торговли чаем наряду с аукционами в Коломбо (Шри-Ланка), Колкатой (ранее Калькутта, Индия) и Гуанчжоу (Китай). Более того, Момбаса продает больше черного чая, чем любой из этих аукционов. Так, в 2016 году оборот аукциона составил 480 тысяч тонн чая CTC, и две трети его были выращены в Кении.

На складе компании Finlays стеллажи с чаем возвышаются на 10 метров над полом.
В дегустационной комнате Finlays каждый день кипит работа — здесь смешиваются и дегустируются разнообразные чайные смеси.
Человек в синем фартуке — сотрудник торговой компании Kericho — дегустирует около 300 чайных вариаций в день. В чашечках как раз они: разные сорта и виды чаев, их смеси, чистые и с разнообразными добавками.

Непосредственно торговлей чаем на аукционе занимаются посредники — брокеры. Они представляют ту или иную фабрику или компанию, а то и несколько сразу (всего на аукцион выставляют свой чай 80 компаний) и продают чай представителям торговых компаний, иностранных и местных (их на аукционе представлено 82). Первоначальная цена назначается после дегустаций брокерами и титейстерами — это еще одна профессия, без которой в чайном деле никак.

Вот так выглядят ароматизаторы для чая. Часть из них натуральные, то есть сделаны исключительно из натурального сырья путем выпаривания, ферментации, отжима, экстрагирования и так далее. Часть (например карамельный) — идентичные натуральным. В Кении ароматизаторы не производятся, их закупают в Германии.
Производство компании Kericho — одно из самых современных в Кении, но и тут множество задач выполняются вручную. Например, рабочие обязанности этой четверки — расправлять картонные упаковки для чая (сами упаковки закупаются у стороннего производителя).
Мешки с готовым к отправке чаем зашиваются вручную или на машинке. Эти поедут в Оман, там предпочитают заказывать ручную упаковку, потому что ее быстрее и проще порвать.
Собранные на фабрике чайные смеси пакуют в мешки из полипропилена или такие же бумажные со слоем фольги, в каких чай привозят с фабрик, а затем зашивают в холщовые мешки — и отправляют покупателям.

Аукцион проходит в зале на 100 человек, очень похожем на университетскую аудиторию. Здесь царит тишина, которая нарушается лишь спокойным голосом брокера, стуком деревянного молотка по столешнице и звяканьем чайных ложек. Да, чай тут разносят каждые 10–15 минут и не для дегустации: просто без чая в Кении не обходится ни одно серьезное дело.

На двух экранах отражаются лоты — сорт чая, фабрика и цена. Торговля тоже напоминает что-то из студенческих времен: чтобы начать торговлю, достаточно просто молча поднять руку. В среднем цена за килограмм чая крутится вокруг отметки в 2,7 доллара.

Часть чая отправляется напрямую покупателям в другие страны (в том числе в Россию: так, кенийский чай закупают компании «Май» («Майский чай») и «Орими трейд» (ее марки — «Принцесса Нури», Greenfield и т.д.).

Так выглядит крупнейший в мире чайный аукцион, где продается более 400 тысяч тонн чая в год. Человек у микрофона — брокер, в настоящий момент он предлагает лот с фабрики Siongo. Люди в аудитории представляют покупателей — кенийские и зарубежные торговые компании.
Работа работой, а чай по расписанию.

Торговые компании ( у которых также может быть и чай с собственных заводов) делают купажи — смешивают чаи с разных фабрик, из разных регионов и разных грейдов (сортов), чтобы получить чай с определенным профилем: вкусом, ароматом, цветом. Собственно, именно этот процесс — ключевой с точки зрения того, что мы получаем на выходе в собственных чашках.

Чай может меняться в зависимости от климата, условий ферментации, хранения, но в пакетике или в пачке определенной марки должен стабильно оказываться купаж, дающий такой же вкус и аромат, что и год назад.

Компании Kericho принадлежит 75% премиального сегмента чайного рынка Кении. Помимо классических купажей, таких как Earl Grey и English Breakfast, есть чаи с мятой, кардамоном, розой, яблоком, а также серия похмельных, успокаивающих и детокс-чаев.
Так выглядит лимонный ароматизатор. Одной чайной ложки хватит, чтобы ароматизировать полукилограммовую упаковку чая.

Профили определяются, во-первых, заказчиками, которые затем купят чай у торговой компании. Некоторые указывают требования не только к качеству самого чая, но и к упаковке: так, считается, что полиэтиленовые мешки не так хороши, как бумажные трехслойные. Однако, например, в Омане предпочитают именно такие, да еще вручную зашитые, потому что их попросту быстрее открывать.

Во-вторых, профили определяют сами торговые компании, выпускающие чай под собственными марками. Так делают немногие, но именно их деятельность крайне ценна для Кении, именно они из года в год награждаются премиями и отмечаются правительством. Потому что пока только собственные бренды могут дать покупателям по всему миру узнать и полюбить именно кенийский чай.

Чай фасуется по пакетикам и в индивидуальные упаковки механизированным способом, а вот в коробки его кладут вручную.
Каждый пакетик премиального чая Kericho Gold стоит безумный по кенийским, да и по российским меркам доллар. То есть за коробку с 20 пакетиками придется отдать порядка 1400 рублей. И это в закупке.

У каждой компании есть свой дегустационный отдел, где каждый день смешиваются и тестируются различные сорта чая — как без ароматизаторов и иных добавок, так и с ними.

Добавками служат как дегидрированные плоды, цветы и другие части растений, так и ароматизаторы — натуральные и синтетические. Ароматизаторы закупаются, как правило, в Германии, своих в Кении нет.

В качестве натуральных ароматизаторов нередко выступают эфирные масла. Чай выдерживается сутки в емкости, в которую проводят пары от нагреваемых масел, и таким естественным образом они приобретают стойкий аромат. Однако метод это довольно дорогой, им пользуются представители премиального сегмента — и то для отдельных линеек чаев. Например, производство одного пакетика премиального чая компании Kericho Gold стоит около доллара (включая упаковку), и нетрудно представить, сколько будет стоить пачка из 20 пакетиков в магазине. Продается этот чай в Кении и в Великобритании, а компания помимо производства собственных чаев занимается созданием смесей для универмага Harrod's.

Заводская поэзия Kericho.
В коробках ждет отправку уже упакованный чай марки Kericho.
Ни одна деловая встреча в Кении не обходится без чая.

Более доступный метод — использование готовых ароматизаторов для чая, их существует бесчисленное множество. Хочешь — лимон или яблоко с корицей, а хочешь — карамель или шоколад. Ароматизаторы смешиваются с чаем, а затем все отправляется на упаковку.

С рассыпным все просто — сначала в пакет, затем в коробку и на продажу.

С чайными пакетиками интереснее. Во-первых, пакетики бывают разные. Дешевые — из фильтровальной бумаги, варианты подороже — пирамидки из нейлона. Самые дорогие еще и упакованы в индивидуальные пакеты: так чай дольше сохраняет аромат.

Момбаса — это не только крупнейший в Восточной Африке порт, это еще и курорт с белым песком, прозрачным голубым океаном и потрясающими рассветами.

Готовый чай грузят в контейнеры и отправляют по суше в соседние страны и по морю — в дальние. Первый город в России, принимающий кенийский чай, — Петербург.

04.12.2018
Комментарии
Похожие идеи
спецпроекты