ЗОЛОТАЯ ТЫСЯЧА
Подбор рецептов
Включить ингредиенты
Исключить ингредиенты
Популярные ингредиенты
Тип рецепта

Как продают кенийский чай

Третий репортаж Марины Шаклеиной об африканском чае
Как продают кенийский чай фото
Фотограф
  • Марина Шаклеина

Это третья часть истории про кенийский чай. Первую, про то, как его выращивают, можно прочитать здесь, вторую, про то, как его делают, здесь.

У готового фабричного кенийского чая есть три дороги. Первая — прямиком в красивую упаковку и на полки кенийских магазинов. Вторая — к оптовому покупателю, c которым удалось договориться лично, например, некоторые кенийские заводы самостоятельно продают свои чаи в Судан и Египет. Третья — самая простая и популярная: чай отправляется на склады в Момбасе и продается на аукционе торговым компаниям, как кенийским, так и зарубежным.

Чайный сектор в Кении устроен интересным образом. Часть производителей — фермеры, владеющие как плантациями, так и чайными заводами, их представители и занимаются продажей чая на аукционе в Момбасе. Но примерно 600 000 кенийских фермеров объединены компанией KTDA (Kenya Tea Development Agency) — это крупнейший производитель чая в Кении и крупнейший его экспортер. Если в цифрах, это 60% от общего объема производства чая в Кении и 20% от экспорта. У KTDA есть собственные бренды (например Safari и Ketepa Pride), но упор все же делается на экспорт безымянного чая.

Портрет президента Кении Ухуру Кениаты по закону должен быть в любой общественной и частной организации, будь то магазин, ресторан, фабрика — или кабинет CEO крупнейшей в стране чайной компании KTDA Лерионки Тиампати.
С фабрик чай приезжает в Момбасу и попадает на склады или сразу на расфасовку.
В Кении очень серьезно относятся к безопасности производства. Стенды с инструкциями по всем возможным темам можно найти на всех фабриках и складах. Например, на складе торговой компании Finlays учат правильно поднимать тяжести. Не зря — один мешок с чаем весит 80 кг.

Чай KTDA точно так же, как и продукты небольших компаний, попадает на аукцион. Аукцион в Момбасе является крупнейшим в Восточной Африке, тут продается не только чай из Кении, но и чай из Уганды, Руанды, Танзании, Эфиопии, Бурунди, Малавии, Мозамбика, Мадагаскара, Замбии и Демократической Республики Конго. Абсолютно уникальная история — на аукционах в других странах торгуют только собственным чаем. Это один из центров мировой торговли чаем наряду с аукционами в Коломбо (Шри-Ланка), Колкатой (ранее Калькутта, Индия) и Гуанчжоу (Китай). Более того, Момбаса продает больше черного чая, чем любой из этих аукционов. Так, в 2016 году оборот аукциона составил 480 тысяч тонн чая CTC, и две трети его были выращены в Кении.

На складе компании Finlays стеллажи с чаем возвышаются на 10 метров над полом.
В дегустационной комнате Finlays каждый день кипит работа — здесь смешиваются и дегустируются разнообразные чайные смеси.
Человек в синем фартуке — сотрудник торговой компании Kericho — дегустирует около 300 чайных вариаций в день. В чашечках как раз они: разные сорта и виды чаев, их смеси, чистые и с разнообразными добавками.

Непосредственно торговлей чаем на аукционе занимаются посредники — брокеры. Они представляют ту или иную фабрику или компанию, а то и несколько сразу (всего на аукцион выставляют свой чай 80 компаний) и продают чай представителям торговых компаний, иностранных и местных (их на аукционе представлено 82). Первоначальная цена назначается после дегустаций брокерами и титейстерами — это еще одна профессия, без которой в чайном деле никак.

Вот так выглядят ароматизаторы для чая. Часть из них натуральные, то есть сделаны исключительно из натурального сырья путем выпаривания, ферментации, отжима, экстрагирования и так далее. Часть (например карамельный) — идентичные натуральным. В Кении ароматизаторы не производятся, их закупают в Германии.
Производство компании Kericho — одно из самых современных в Кении, но и тут множество задач выполняются вручную. Например, рабочие обязанности этой четверки — расправлять картонные упаковки для чая (сами упаковки закупаются у стороннего производителя).
Мешки с готовым к отправке чаем зашиваются вручную или на машинке. Эти поедут в Оман, там предпочитают заказывать ручную упаковку, потому что ее быстрее и проще порвать.
Собранные на фабрике чайные смеси пакуют в мешки из полипропилена или такие же бумажные со слоем фольги, в каких чай привозят с фабрик, а затем зашивают в холщовые мешки — и отправляют покупателям.

Аукцион проходит в зале на 100 человек, очень похожем на университетскую аудиторию. Здесь царит тишина, которая нарушается лишь спокойным голосом брокера, стуком деревянного молотка по столешнице и звяканьем чайных ложек. Да, чай тут разносят каждые 10–15 минут и не для дегустации: просто без чая в Кении не обходится ни одно серьезное дело.

На двух экранах отражаются лоты — сорт чая, фабрика и цена. Торговля тоже напоминает что-то из студенческих времен: чтобы начать торговлю, достаточно просто молча поднять руку. В среднем цена за килограмм чая крутится вокруг отметки в 2,7 доллара.

Часть чая отправляется напрямую покупателям в другие страны (в том числе в Россию: так, кенийский чай закупают компании «Май» («Майский чай») и «Орими трейд» (ее марки — «Принцесса Нури», Greenfield и т.д.).

Так выглядит крупнейший в мире чайный аукцион, где продается более 400 тысяч тонн чая в год. Человек у микрофона — брокер, в настоящий момент он предлагает лот с фабрики Siongo. Люди в аудитории представляют покупателей — кенийские и зарубежные торговые компании.
Работа работой, а чай по расписанию.

Торговые компании ( у которых также может быть и чай с собственных заводов) делают купажи — смешивают чаи с разных фабрик, из разных регионов и разных грейдов (сортов), чтобы получить чай с определенным профилем: вкусом, ароматом, цветом. Собственно, именно этот процесс — ключевой с точки зрения того, что мы получаем на выходе в собственных чашках.

Чай может меняться в зависимости от климата, условий ферментации, хранения, но в пакетике или в пачке определенной марки должен стабильно оказываться купаж, дающий такой же вкус и аромат, что и год назад.

Компании Kericho принадлежит 75% премиального сегмента чайного рынка Кении. Помимо классических купажей, таких как Earl Grey и English Breakfast, есть чаи с мятой, кардамоном, розой, яблоком, а также серия похмельных, успокаивающих и детокс-чаев.
Так выглядит лимонный ароматизатор. Одной чайной ложки хватит, чтобы ароматизировать полукилограммовую упаковку чая.

Профили определяются, во-первых, заказчиками, которые затем купят чай у торговой компании. Некоторые указывают требования не только к качеству самого чая, но и к упаковке: так, считается, что полиэтиленовые мешки не так хороши, как бумажные трехслойные. Однако, например, в Омане предпочитают именно такие, да еще вручную зашитые, потому что их попросту быстрее открывать.

Во-вторых, профили определяют сами торговые компании, выпускающие чай под собственными марками. Так делают немногие, но именно их деятельность крайне ценна для Кении, именно они из года в год награждаются премиями и отмечаются правительством. Потому что пока только собственные бренды могут дать покупателям по всему миру узнать и полюбить именно кенийский чай.

Чай фасуется по пакетикам и в индивидуальные упаковки механизированным способом, а вот в коробки его кладут вручную.
Каждый пакетик премиального чая Kericho Gold стоит безумный по кенийским, да и по российским меркам доллар. То есть за коробку с 20 пакетиками придется отдать порядка 1400 рублей. И это в закупке.

У каждой компании есть свой дегустационный отдел, где каждый день смешиваются и тестируются различные сорта чая — как без ароматизаторов и иных добавок, так и с ними.

Добавками служат как дегидрированные плоды, цветы и другие части растений, так и ароматизаторы — натуральные и синтетические. Ароматизаторы закупаются, как правило, в Германии, своих в Кении нет.

В качестве натуральных ароматизаторов нередко выступают эфирные масла. Чай выдерживается сутки в емкости, в которую проводят пары от нагреваемых масел, и таким естественным образом они приобретают стойкий аромат. Однако метод это довольно дорогой, им пользуются представители премиального сегмента — и то для отдельных линеек чаев. Например, производство одного пакетика премиального чая компании Kericho Gold стоит около доллара (включая упаковку), и нетрудно представить, сколько будет стоить пачка из 20 пакетиков в магазине. Продается этот чай в Кении и в Великобритании, а компания помимо производства собственных чаев занимается созданием смесей для универмага Harrod's.

Заводская поэзия Kericho.
В коробках ждет отправку уже упакованный чай марки Kericho.
Ни одна деловая встреча в Кении не обходится без чая.

Более доступный метод — использование готовых ароматизаторов для чая, их существует бесчисленное множество. Хочешь — лимон или яблоко с корицей, а хочешь — карамель или шоколад. Ароматизаторы смешиваются с чаем, а затем все отправляется на упаковку.

С рассыпным все просто — сначала в пакет, затем в коробку и на продажу.

С чайными пакетиками интереснее. Во-первых, пакетики бывают разные. Дешевые — из фильтровальной бумаги, варианты подороже — пирамидки из нейлона. Самые дорогие еще и упакованы в индивидуальные пакеты: так чай дольше сохраняет аромат.

Момбаса — это не только крупнейший в Восточной Африке порт, это еще и курорт с белым песком, прозрачным голубым океаном и потрясающими рассветами.

Готовый чай грузят в контейнеры и отправляют по суше в соседние страны и по морю — в дальние. Первый город в России, принимающий кенийский чай, — Петербург.

04.12.2018
Комментарии
Похожие идеи
спецпроекты