Бланманже Стычкиных
- Иван Пустовалов
Склонность к сцене Евгений Стычкин получил по наследству: его мама и тетя — Ксения и Елена Рябинкины — балерины и солистки Большого театра. Папа, переводчик-синхронист Алексей Стычкин, предпочитал не заниматься искусством, а его коллекционировать — он собирал русскую живопись. Евгений пошел в женскую линию и стал одним из самых востребованных в России актеров.
«Вся женская половина моей семьи принадлежала Большому театру, и — тут я хочу развенчать миф об измождающих себя голодом балеринах — все помногу и вкусно ели: ели на ночь, ели сдобу, мазали ее маслом, перекусывали и перебивали аппетит.
Все наши семейные застолья долгие годы происходили в одной и той же квартире на Каретном Ряду. За одним и тем же столом собирались бабушка с дедушкой с маминой стороны, тетя Лена и папа. Я чаще всего приходил, съедал какой-нибудь кусок и уходил заниматься своими важными делами. Часто в доме бывали гости. Бабушки накрывали стол, но его богатство и разнообразие никогда не возводилось в культ — он всегда был прежде всего поводом для разговора. Его всегда держал в руках папа. Каждый раз, когда вспоминаешь, какой прекрасный был вечер, какие увлекательные вели разговоры или как все чуть не умерли от хохота, понимаешь, что все это было элегантнейшим образом сдирижировано бесконечным папиным талантом и чувством юмора.
К сожалению, я был недостаточно внимателен к этим встречам, и теперь, конечно, об этом жалею. Потому что мне хотелось бы уметь заправлять застольем, как папа. По его примеру я стал делать разные настойки. А культура их выпивания — это такой аттракцион: все сидят вместе, а ты, как ведущий, предлагаешь разные напитки к разным блюдам, говоришь о них, рассказываешь попутно какие-то истории.
Вообще, наши застольные традиции хорошо описаны в бабушкиных мемуарах «Моя жизнь». Она пишет и о том, как в трудные годы они с братом пытались продавать пирожки с капустой, которые пекла их мама, генеральская дочь, ничего более не умевшая; и о том, как они никогда не приносили ни копейки, потому что не умели торговать и сами все съедали. И о главном блюде, связанном со счастьем, шампанским и балами, — о бланманже. И о том, как все это кончилось в тот момент, когда они, спасаясь от большевиков, бежали из своей квартиры. Уже в бегах, под Петербургом, в нашу семью и попал рецепт этого десерта. Бланманже готовили редко: это дорого — и надо было с осени держать в морозилке клюкву, вытесняя вещи более необходимые. Но место жертвовалось, и один-два раза в год бабушка готовила этот прекраснейший из тортов».