Масленица
Популярные ингредиенты
Тип рецепта

Шведская экспедиция «Еды»

Короткометражные фильмы о еде в Швеции
Шведская экспедиция «Еды» фото
Фотографы
Денис Ляшкевич (иллюстрация)Иван Пиганов

Этим летом специально для нашего шведского номера мы отправились в Швецию в девятидневную экспедицию.

Мы побывали в Стокгольме, Гётеборге, Мальмё — а также в других, не таких крупных населенных пунктах, побеседовали с людьми, которые делают еду или ее продают, попробовали разные интересные продукты, которые любят шведы, — и все для того, чтобы понять, какое место занимает еда в повседневной шведской жизни.

Как покупают куриные яйца без продавца, зачем едят тухлую селедку и лакрицу, как выращивают крыжовник на крыше в центре Стокгольма, как устраивают кейтеринг из продуктов, которые выбросили на рынке, — и другие удивительные видеоистории.

Что такое фика?

Фика, одна из главных национальных шведских забав, кофе как часть культуры общения. О том, что это такое и откуда фика взялась, нам рассказала стокгольмский фуд-блогер Гунилла Бликст. А фиканули мы в почтенном кафе Vete-Katten, основанном в 1928 году.

Лучший шеф Швеции-2017

Каждый год в Швеции проходит конкурс «Повар года» — по устройству похожий на конкурс «Золотой Бокюз». В 2017-м его выиграл Юхан Бакеус, до того штурмовавший вершины несколько лет подряд. Мы встретились с ним в Стокгольме — и поговорили о том, что дает конкурс и почему Юхан работает не в ресторане, а в самой большой кулинарной студии Европы.

Едва ли не самый вкусный суп Стокгольма

Тут мы рассказываем вам об очень вкусном рыбном супе, который делают в кафе Kajsas Fisk в Стокгольме: ложка стоит — буквально.

Садик на стокгольмской крыше

В Стокгольме и в других городах Швеции развивается культура городских садов — но не в собянинском смысле, а в европейско-урбанистическом. Urban gardens — это попытки посеять семена здорового и вечного на городских крышах, террасах корпоративных зданий и в других неочевидных местах.

Что такое White Guide

Это интервью, которое мы взяли у Микаэля Мёльстада, одного из основателей White Guide. Этот гастрономический гид считается в Скандинавии куда более важным, чем Michelin. В текстовом виде интервью можно прочитать здесь.

Сюрстрёмминг!

Одна из самых страшных съедобных вещей на свете — тухлая селедка сюрстрёмминг. Мы специально приехали в гости в малолюдный южный Стокгольм, чтобы никого не обескуражить, и попробовали этот специфический продукт в компании со шведским гастрописателем Йенсом Линдером. Знаете, вкусно!

Диалоги о лакрице

А после сюрстрёмминга что продегустировать, как не лакричные конфеты: вкус той же степени специфичности — но такой же, если разобраться, говорящий: либо ты меня любишь, либо посмотри куда-нибудь в другую сторону.

Гётеборгский рыбный аукцион

Гётеборг — наверное, главный шведский рыбный город. Мы прибыли туда вечером, чтобы встать пораньше и побывать на Гётеборгском рыбном аукционе, месте, откуда свежая местная рыба и морепродукты распределяется по оптовым компаниям. День оказался неудачным, малорыбным, зато нас встретил управляющий директор Рогер Тиландер и рассказал нам много интересного. И — посмотрите, как шведы торгуются, «Сотбис» отдыхает просто!

Музей селедки

Эпик фейл: мы ехали из Гётеборга с тремя пересадками на далекий остров в единственный в мире Музей селедки, чтобы узнать, что он открывается только через месяц. Зато местную селедку мы попробовали.

Случайный огород в Мальмё

Мы гуляли по Мальмё в надежде найти благоустроенную коробку, которую сделал Златан Ибрагимович на месте той коробки, где он сам начинал играть в футбол, — и по дороге обнаружили случайно городской огородик, который держит пара десятков людей из ближайших домов. У нас 6 соток — а у шведов пара квадратных метров на человека.

Сок из спасенных фруктов

Это Мальмё, Green, самый большой в Скандинавии магазин натуральных, органических, экологических и так далее продуктов — там продается сок Rescued, который делают из испорченных, просроченных, негодных фруктов. Причем он стоит дороже, чем сок из фруктов нормальных. Мы его попробовали: вкусный!

Как спасают еду в Швеции

В Швеции вообще очень сильно озабочены тем, что столько еды выбрасывается в никуда, — и есть организации, которые собирают то, что считается мусором, и из этих продуктов готовят. Мы сняли сбор ненужных продуктов одним из волонтеров группы Rude Food в Мальмё.

Йорген Ллойд и его ресторан Lyran

По нашему скромному мнению, ресторан Lyran в Мальмё — один из лучших в мире. Мы хотели снять, как там работают шеф Йорген Ллойд, его су-шеф Оливер Стиге и их помощники — а в итоге у нас получился короткий фильм.

Музей IKEA

Самый первый магазин IKEA Ингвар Кампрад открыл в 1958 году в небольшом городе Эльмхульте на юге Швеции. Теперь там — музей. В который мы отправились, чтобы посмотреть, как менялся стиль IKEA с годами, — а заодно попробовать музейных фрикаделек.

Куда можно зайти на шведской земле

Можно ли заходить без спроса хозяев на шведские фермы, в шведские сады и огорода? Испытываем на себе.

Как в Швеции покупают яйца

Мы-то думали, что их нужно покупать как в России: подойти к продавцу, проверить, все ли яйца целы, передать деньги из рук в руки; но в Швеции все иначе.

Креветочный торт

Финал нашей шведской экспедиции: мы купили традиционный шведский креветочный торт, поехали в город Хельсингборг напротив гамлетовского Эльсинора — и поразмышляли над тем, что мы увидели, услышали и попробовали в Швеции.