Блины народов России
- Денис Ляшкевич (иллюстрации)
Круглые, румяные, обильно промасленные блины — древний славянский символ солнца и приближающегося тепла. Хотя их появление на столе совершенно не зависит от сезона, вспоминаем мы о них ближе к Масленице, когда хочешь-не хочешь, а съесть блин обязан.
Но Россия — страна многонациональная, и блины или их аналоги, конечно, есть и у других народов. Причем, у некоторых со своей символикой, иногда мало пересекающейся с разнузданным весельем, свойственным масленичной неделе.
Удмуртские, осетинские, мордовские, татарские, марийские и русские блины — на их примере становится понятно, сколь широк блинный жанр в нашей стране.
Блины
Дрожжевые, бездрожжевые, с содой или без, на воде, на молоке, на кефире, толстые, тонкие, большие, маленькие, ажурные, плотные — все это блины.
Самые простые в приготовлении — бездрожжевые, их принято называть блинчиками. Молоко, сахар, соль, яйца, мука, масло, все перемешать и готово — жарь! Впрочем, уменьшительно-ласкательное название может иметь и пренебрежительный оттенок. Мол, одно дело блинчики, и совсем другое — настоящие русские блины!
«Настоящие» — понятие растяжимое, конечно. Тем не менее классикой принято считать блины на опаре. Сначала дрожжи смешивают с водой или молоком, сахаром и небольшим количеством муки, а затем, когда опара увеличится примерно в два раза, добавляют основную часть муки. Процесс очень живой и требующий постоянного участия. С правильными дрожжами тесто получается густым, как сметана, а блины — пышными, не в пример тоненьким, как салфетки, блинчикам.
Оладьи
Как и блины, оладьи могут быть приготовлены с дрожжами или без. Но вне зависимости от рецептуры они должны хранить верность каноническому виду: оладьи небольшие в диаметре, толстые и пышные. Дрожжевые в разрезе напоминают губку — такие они пружинистые и мягкие. В отличие от блинов оладьи жарятся в значительном количестве масла по несколько штук на сковороде. А еще оладьи давно перешагнули границы чисто мучного жанра — их готовят и с добавлением овощей — например, кабачков, картофеля, тыквы.
Пачат
Эти толстые пышные пористые дрожжевые блины из пшеничной муки и пшенной крупы (реже из гречневой, ячневой, гороховой муки) готовят в Мордовии. Подают пачат со сметаной, ряженкой, вареньем или медом. Внешне они напоминают оладьи или небольшие пухлые блины. Тесто для пачат более густое, чем для русских блинов, отличается большим содержанием яиц. Сначала делается опара из молока, дрожжей, сахара и столовой ложки муки. Через час в нее вмешивается мука (или каша из пшенной крупы, что тоже допустимо) и яйца, растертые с сахаром. Замешанное таким образом тесто выпекают на сковороде. Пачат солнечно-золотистый и очень румяный. Именно он считается одним из гастрономических символов мордовской кухни.
Табани
Удмуртские блины табани — очень пористые, делают их из дрожжевого теста, запекают в печи, а в современных условиях — в духовке на сковороде. Традиционно ингредиенты (молоко, яйца, соль, дрожжи, сахар, мука) замешивают с вечера, чтобы с утра печь блины уже из настоявшегося в течение 6–8 часов теста. Табани иногда делают с припеком, им чаще всего выступает рубленый зеленый лук.
Кровяные табани — блюдо родственное кровяным оладьям шведов, финнов и народов Прибалтики. Готовятся так же, как и обычные табани, но молоко заменяет процеженная кровь, обычно свиная.
Табани могут быть и аккуратными по размеру, и пышными, как оладьи, — и большими и более-менее тонкими. Все зависит от количества жидкости в тесте, а в этом деле у удмуртов единых правил нет.
К горячим табаням подают холодный молочно-яичный соус зирет.
Тэбикмэк
Татарские ажурные дрожжевые блины из манной крупы или ее смеси с пшеничной мукой. Могут быть и толстыми, и тонкими. Рецептура подразумевает отказ от альтернатив. Так, тэбикмэк готовятся сразу и на дрожжах, и на соде, и на молоке, и на кефире. Сначала смешивают теплое молоко, дрожжи, сахар и соль, яйца, манку и муку. После того как тесто поднимется, в него добавляют кефир с содой, после чего немедленно начинают выпекать блины.
Второй вариант — смешать поднявшееся тесто с горячей водой и растительным маслом. Чем тоньше блины вы хотите получить, тем больше воды надо добавить, чтобы тесто поменяло консистенцию сметаны на более жидкую. В любом случае тэбикмэки получаются очень-очень пористыми, а если они к тому же тонкие, то и вовсе похожими на кружево.
Лауызта
Осетинские блины готовят раз в год, специально ко Дню поминовения всех усопших или «блинным поминкам», Лауызганан, отсюда и название блюда. Или наоборот, от блинов произошло название праздника: в корне угадывается видоизмененное слово «лаваш».
Традиционно в этот день подают блюда из злаков — и среди них эти блины из дрожжевого теста с чесночным соусом. И эти блины едят только свои, ими никогда никого со стороны не угощают, что даже нашло отражение в поговорке: «Каждая семья готовит для своих покойников».
Лауызты очень аскетичны по составу: мука, соль, дрожжи, вода. Никакого сахара или растительного масла. Тесто замешивают, ставят в теплое место на несколько часов, а затем выпекают тонкие блины на сковороде.Команмелна
Дословно с марийского это слово переводится как слоеный («коман») блин («мелна»), что прямолинейно отражает суть. Первым на сковороду выкладывается слой пресного теста из ржаной муки и яиц. Именно выкладывается — вылить такое крутое тесто технически невозможно. (Предварительно его еще раскатывают скалкой по размеру сковороды.) Как только блин схватится, поверхность намазывают слоем из овсяной муки или манной крупы и простокваши или кефира, ждут, пока слой не подрумянится, и выкладывают третий — овсяные хлопья, выдержанные в сметане в течение нескольких часов. Затем блин переворачивают и готовят, пока последний слой полностью не схватится. Затем все щедро промасливается сливочным маслом.
Команмелна больше похожа на небольшой открытый пирог, и, конечно, он гораздо толще русских блинов и оладий. Его толщина может достигать 6–7 мм, а вес — 100 грамм. Раньше их пекли в русских печах, сейчас же одинаково правильным считается запекать их в духовке или жарить на сковороде. Подают блины сложенными в высокие стопки и ломают руками.