Еврейские пирожки гоменташ
В начале этой весны меня посетило странное чувство: впервые не хотелось уезжать. Самолет держал курс в аэропорт Шарль-де-Голль, а я с тоской смотрела на заснеженные пейзажи и думала о том, как без нас будет весело. Это там либерте-эгалите-фратерните уже несколько столетий подряд, а у нас всё в новинку.
Пока я неделю напролет сидела на террасе и пила вино, из Москвы приходили новости. Особенно меня впечатлила история о младшей сестре, которая редко когда помоет тарелку, а тут осталась одна дома и напекла несколько противней грушевых пирожков. Мало того – сама нашла рецепт, накупила фруктов и сделала из них джем.
Самое удивительно, что отзывы об этих пирожках я получала еще много дней спустя возвращения. Их успели попробовать мои друзья, однокурсники, друзья однокурсников, однокурсники друзей и кто только можно. Не знаю, сколько их всего было, но в итоге и мне досталось.
Про пирожки я знала только то, что они с грушей и что их пекут на еврейский праздник Пурим. Это очень веселый праздник, в который предписано напиваться до такого состояния, что перестаешь различать, произносишь ли ты проклятья или благословения. В установленные сроки всё съесть не успели, поэтому пришлось дожевывать во время митинга за честные выборы, который тоже в некотором роде веселый праздник. Выдавая треугольные конвертики-гоменташ, сестра каждому объясняла, что это ушки злодея и что когда их едят, злодей теряет свою силу. Вообще-то в иудейской традиции имеется в виду ветхозаветный антисемит Аман, но тут уж так совпало.
Говорят, что на самом деле гоменташ – это никакие не «ушки Амана» (ну что за треугольные уши!), а просто «пирожки с маком» в немецкой транскрипции. Вроде как сначала это была обычная еврейская и немецкая выпечка, а потом путем замысловатых преображений стала специальным блюдом к праздничному столу. Теперь их делают уже со всем подряд: не только с маком, но с орехами, грушами, яблоками и другими начинками.
Хоть мне и осталось несколько ушек, все-таки жаль, что я уезжала. В луковом супе мало тайны, а удивительный гоменташ, как оказалось, отлично подходит и для Пурима, и для празднования свободы, равенства и братства.