Как работает доставка халяльной еды

Рассказывает помощник генерального директора проекта Halal Guide Айнур Хадеев

Как работает доставка халяльной еды

Проект Halal Guide семь лет назад запустили практикующие мусульмане для себя и своих единоверцев. «Практикующие» — то есть выполняющие предписания. Пятикратная ежедневная молитва, пост в священный месяц Рамадан, пожертвования, следование Корану и так далее. К слову, среди непрактикующих мусульман очень мало кто понимает, что они непрактикующие. Никто же не говорит: я наполовину мусульманин, потому что не выполняю все предписания Корана.

Проект появился, потому что нам хотелось упростить поиск халяльных мест в незнакомых городах. У практикующих мусульман разные потребности, например нужно пять раз в день совершать молитву. В Татарстане найти для этого место легко, а в Москве? А тут у тебя под рукой мобильное приложение, которое показывает на карте вокруг тебя близлежащие мечети и молельные комнаты, халяльные магазины, кафе. Это жизнь мусульманам существенно облегчает.

Мотивация нашей команды, естественно, связана с идеологией ислама. В исламе человек, который поспособствовал какому-то благому делу, может получить равное вознаграждение, как если бы он лично совершил это благое дело. Мы делаем этот проект не ради доходов, а чтобы облегчить жизнь нашим братьям и сестрам по вере.

Семь лет назад Halal Guide представлял собой интерактивную карту, которая определяла ваше местонахождение и показывала все халяльные заведения поблизости. Все начиналось с небольшого количества мест, база пополнялась очень медленно, потому что надо было проверять, у всех ли есть сертификат «Халяль», запрашивать скан или копию. Никто не планировал делать прибыльный стартап. Но в 2015 году команде оказали бизнес-поддержку, и мы начали думать над тем, как развиваться дальше. И решили шаг за шагом включить в проект все, что необходимо мусульманину для комфортной жизни, — поиск работы, краудфандинговую платформу для сбора средств на социальные проекты, оптовые поставки халяльных продуктов в магазины и кафе, систему лояльности. Сейчас у нас 12 сервисов. В том числе доставка халяльной еды.

Доставка халяльной еды актуальна, когда, например, в семье есть маленькие дети, но нет времени на готовку, когда надо взять с собой что-то на работу или устроить праздник. Мы начали развивать доставку, когда у нас уже были хорошие партнерские отношения со многими ресторанами, они покупали у нас рекламные пакеты, партнерские пакеты, а мы знали, что у них есть доставка. Все работает очень просто: прямо в приложении можно собрать себе корзину из разных продуктов и блюд. Сейчас у нас функционирует кол-центр, вы можете позвонить и сказать: «Хочу чего-нибудь китайского», или «Хочу лапшу», или «Хочу мантов», а сотрудники помогут вам собрать меню по запросу — подешевле, повкуснее, из дорогих блюд или нет. Потом вам сообщают время ожидания — и все, курьер привозит заказ. У нас пока нет своей курьерской сети. Поэтому мы сотрудничаем только с заведениями, в которых есть свои курьеры. В наших планах есть добавление собственной сети, что позволит нам охватить большее количество заведений. Мы берем процент от заказа себе — обычно это 10 процентов, тем и зарабатываем.

Я не припомню, чтобы мы хоть раз разрывали контакт с партнером из-за некачественной еды. Перед тем как подружиться, мы очень тщательно проверяем, как оно вообще работает. Конечно, лично мы — команда разработчиков — не можем быть уверены, что все 20 тысяч московских заведений, указанных на карте, действительно являются халяльными. Нас 15 человек, мы не можем взять на себя ответственность за такое большое количество заведений. Но мы говорим: есть специальные структуры, то есть центры сертификации, которые очень профессионально занимаются проверками кафе, заведений, фабрик. Если у заведения есть сертификат «Халяль», это дает нам право указывать в нашем приложении, что заведение халяльное. Мы не говорим о том, что если это окажется не халяль, то мы берем ответственность за ваш грех на себя. Тем не менее никто не сможет дать еще больше гарантий, учитывая наши масштабы.

Критерии определения халяльности строго прописаны в Коране и в сборниках высказываний пророка Мухаммеда. Многие люди, даже начинающие мусульмане, думают, что халяль — это отказ от свинины — и все. Что все остальное априори халяльное. На самом деле критериев гораздо больше. Например, животные должны быть заколоты должным образом, с упоминанием имени Всевышнего и во имя Всевышнего. Проверка соблюдений всех предписаний предприятиями общественного питания и различными производствами — задача центров сертификации. В России их несколько, они работают при крупных религиозных центрах.

Точной статистики, кто именно у нас заказывает еду, нет. Потому что наш сервис устроен так, что человек может не указывать никаких контактных данных, кроме телефона и адреса. Даже имя может назвать другое. Это довольно необычно: часто в системе стараются узнать как можно больше о своем потребителе, чтобы затем создать ему какие-то потребности. Наше принципиальное отличие — мы не хотим продавать больше, мы не хотим придумывать людям потребности, мы хотим удовлетворять уже существующие. Нам важен пользователь сам по себе, а не его деньги. Мы создаем органичную экосистему, в которую человек придет сам, когда ему что-то понадобится. Наш мотив — помогать людям решать их задачи.

Не всегда покупатели бывают мусульманами. Люди могут подумать, что халяльная еда только для мусульман и представителям других религий нельзя ее есть. Можно. Даже в Татарстане есть люди, имеющие к исламу косвенное отношение, но они пользуются сервисом, потому что это очень удобно. Например, многие шутят, что в Казани сервисов по доставке суши больше, чем служб доставки татарской кухни. Частенько их заказывает молодежь на разные вечеринки. Но к типичному образу мусульманина суши приписать сложно, не так ли?

В Рамадан приходится немного корректировать работу. Мы понимаем, что в этот период все мусульмане начинают прием пищи в один и тот же час и, если все захотят заказать еду, они закажут ее одновременно. Мы попытались оптимизировать процесс, в приложении и на сайте вывесили пару баннеров, попросили заказывать еду заранее, за 2–3 часа. Интересно, но в Рамадан наши продажи увеличились. Казалось бы, всего 2–3 рабочих часа в день, когда можно что-то продавать, доставлять, зарабатывать, — по сравнению с другими месяцами, когда рабочий день длится 10–11 часов. На деле количество дневных заказов снижается очень незначительно. Не держащие пост люди обеспечили дневной трафик. Другое дело, что многие халяльные заведения на время Рамадана перешли на вечерний график работы, некоторые с 15–16 часов, некоторые — с 18–19. В таких случаях мы писали, что в данном заведении сделать заказ днем нельзя. Я разговаривал с владельцами заведений, которые закрываются до вечера, бывает, кто-то терпит убытки из-за сокращенного дня. Но никто не считает, что делает это напрасно, духовный аспект очень важен. Человек горд тем, что он терпит сложности из-за того что выполняет религиозные предписания. В исламе есть такой момент: когда все делаешь правильно, у тебя на пути возникают сложности. Если у тебя сложностей нет, то задумайся над тем, делаешь ли ты все правильно. Когда в Рамадан кафе закрываются и терпят убытки, владельцы этому рады. Потому что это жертва во имя религии. С другой стороны, в Рамадан растет число заказов по вечерам. Это связано со следующим. Один из смыслов вечерней трапезы в том, чтобы собраться за столом вместе. И не только за столом, но и в мечетях, например. Люди собираются и идут на молитву, а потом в гости или в кафе.

Сейчас наш сервис представлен в России, Казахстане и Великобритании (конкретно — в Лондоне), также мы ведем переговоры с партнерами в Канаде, Киргизии и Таиланде. В западных странах, конечно, есть свои гиды по халяльным заведениям, но, как правило, это просто агрегаторы, люди не проверяют, действительно ли у всех есть халяльные сертификаты. Нам доверяют, потому что знают, что мы проверяем. В нашем приложении, открыв карточку заведения, вы можете увидеть прикрепленный скан сертификата, номер этого сертификата, наименование органа, который выдал этот сертификат, срок действия. Это довольно сложная база данных, и ее сложно заполнять, у нас уходит много сил на это. И даже в развитых мусульманских странах такого мы не находили.

Самый крупный заказ, который сделали через наше приложение, был на 32 тысячи рублей. Заказали плов на 200 человек.

Теги:

---------------------------
похожие идеи