Чем кашрут отличается от халяля?
На вопросы про кашрут и халяль нам ответили раввин и блогер Аба Аббо, первый заместитель председателя Совета муфтиев России и Духовного управления мусульман РФ Рушан хазрат Аббясов и православный священник, пожелавший остаться инкогнито.
Что такое кашрут и халяль и откуда они взялись?
Аба Аббо: «Cлово «кашрут» переводится с иврита как «годный». Этот термин может применяться не только к еде. Годный для кого — вот в чем вопрос. Не для человека. Годный для Бога. Бог сказал: это ешьте, это не ешьте. Откуда мы берем информацию о том, что Бог разрешил кушать? Из Пятикнижия. Бог прямым текстом дал перечень законов. У человека думающего сразу возникает вопрос: почему это можно, а это нельзя? И тут нужно отметить важный момент: мы искренне верим Торе, Пятикнижию и устной информации, которая передавалась вместе с полученным от Бога письменным текстом. Почему Бог дал нам именно такие законы? Ответ прост: он так захотел. Можем ли мы понять, что происходит в голове у Бога? Не можем и никто не может. Ответ на вопрос «почему нельзя есть свинину» таков: Бог сказал «нельзя». На протяжении многих веков мудрецы пытались, насколько это возможно, постичь причины тех или иных запретов. И в разной степени им это удавалось. Но сказать, что до конца было получено понимание того, что можно, а что нельзя и почему, — нельзя. Проще говоря, почему евреям нужно соблюдать кашрут? Потому что есть правила, которые дал нам Бог.
Эти правила можно трактовать. Кроме письменной и устной информации есть несколько десятков правил, как правильно выводить информацию из Торы. То есть ты не можешь прочитать Тору и сделать свои выводы».
Рушан хазрат Аббясов: «Халяль дан нам Всевышним, эта тема прописана в священном Коране, там неоднократно упоминается, что Всевышний призывает наc вкушать дозволенное. Слово «халяль» в переводе с арабского и означает «дозволенное». Неоднократно уже с практической точки зрения про халяль говорил пророк Мухаммад (мир ему). Хочу отметить, что, если посмотреть другие источники, например, священные писания других религий, там тоже заложены понятия дозволенности или правильности питания. Это есть в Ветхом Завете, например».
Каковы основные правила кашрута и халяля?
Аба Аббо: «Правил много. По порядку.
Мы не едим свинину, это раз. Многие евреи не соблюдают кашрут, но они не едят свинину. Хотя запрет есть насекомых или рыбу без чешуи по силе точно такой же. Съешь ты муравья или свинью — это одинаковое нарушение законов. Я как-то интересовался, сколько человек съедает за год насекомых, — с листьями салата 500 грамм в год! Тем не менее это считается как бы нормальным, а свинина — нет.
Второе, мы не едим мясо и молоко вместе. После мясного блюда надо ждать шесть часов, прежде чем съесть молочное, после молочного — час. В Торе написано «не вари козленка в молоке матери». Тут закрадывается некая ошибка перевода. «Козленок» — это ребенок своей мамы. То есть мы не ограничиваемся только козлами, любого ребенка матери нельзя варить в ее молоке. Нельзя готовить, нельзя есть, нельзя получать от этого никакую выгоду.
Третье — мясо. В Торе есть правило, что кошерное животное должно иметь два признака: у него должны быть раздвоенные копыта и оно должно быть жвачным. Теоретически можно и жирафа съесть, если бы он не был занесен в Красную книгу.
Четвертое — рыба. Она должна быть с плавниками и чешуей. Например, осетровые рыбы и их икра — некошерная пища. А красная икра — кошерная, потому что она происходит от кошерных лососевых рыб. Есть много видов рыб, которые сбрасывают чешую, они считаются кошерными. Моллюски, креветки и прочие морепродукты — некошерные.
Пятое — птица. В Торе написано, что у кошерных птиц нет отдельных признаков. Есть список птиц, которых есть можно. Вот тут люди и начинают ломать себе головы. Потому что то, что называлось ястребом 2000 лет назад, сегодня может оказаться орлом. Из-за смешивания языков в связи с кочеванием наименования птиц и животных тоже менялись. Нужна визуальная традиция, которая передавалась бы через поколения. Чтобы кто-то мог ткнуть пальцем и сказать, что эта птица и есть тот индюк, о котором писали тысячи лет назад. Традиций осталось немного, поэтому мы поступаем так: есть свидетельство — едим, нет — не едим.
Шестое. Мы не едим насекомых и пресмыкающихся. То есть червивое яблоко — некошерное, пока вы не удалите оттуда червяка. Листья салата надо очень тщательно проверять перед употреблением. Я как-то проверял продукты, говорю шефу: какая чистая зелень! А он: ничего ты не понимаешь, эту зелень даже насекомые не хотят есть. Мы должны проверять все крупы, рис перед тем, как забросить их в воду. Высыпаем на белую поверхность и проверяем при хорошем освещении.
Внутри этих правил мудрецы пытались находить закономерности и выводили определенные правила. Например, кошерная птица никогда не будет хищной. А как мы можем определить хищную птицу? У нее клюв будет заострен вниз и будет дополнительный палец, чтобы хватать добычу. Видишь такие признаки — значит, птица точно не кошерная. Более того, мудрецы сказали, что если у рыбы есть чешуя, значит у нее точно был плавник. Довольно храброе утверждение для мудрецов, которые жили в земле Израиля, либо в Вавилоне. Много они морей там видели? Сколько рыб человечество узнало с тех времен! Сколько раскрылось с того времени, о которых в то время никто не знал. То же самое с животными: мудрецы сказали, что у кошерных млекопитающих ветвистые рога. Вряд ли древние мудрецы видели оленей и лосей, а ведь они подходят под описание. Это говорит о том, что информация была действительно получена от Бога, а не из личного опыта.
Мы говорили о продуктах. Но само по себе это мясо не является кошерным. В Торе есть отдельный запрет на употребление крови в пищу. При забое кровь обязательно сливается. Вы спросите, а как же стейки с кровью? В детской викторине, которую я проводил, был вопрос: было два продукта, один изначально кошерный, другой некошерный, их совместили на время, потом разъединили и первый продукт стал некошерным, а второй — кошерным. Что это? Ответ: соль и мясо. Соль всегда кошерная. Посоли ей мясо, она вытянет всю жидкость, включая кровь, станет некошерной, а мясо — кошерным. Если в кошерном мясе или птице вы встретите жидкость, то это будет не кровь. Рыбу засаливать перед употреблением не надо, рыба не мясо, и ее кровь — в нашем понимании не кровь. Кровь птицы может быть внутри яиц. Поэтому мы покупаем только белые яйца, в них она встречается реже. И перед употреблением яйцо надо разбить в стаканчик и посмотреть на свет».
Рушан хазрат Аббясов: «Халяльным является мясо животных, забитых правильным образом. Также есть харам, то есть запрещенные продукты. Основных запрета два: свинина и алкоголь. Соответственно, все блюда, содержащие их, — тоже харам. Также запрещена мертвечина. Фрукты, яйца, морепродукты считаются халяльными».
Как правильно забивать животных?
Рушан хазрат Аббясов: «Правильный забой — это забой скота с упоминанием имени Всевышнего, безболезненный, у животных перерезается сонная артерия (кстати, ученые говорят, что это самый гуманный способ умерщвления), затем выпускается кровь. Пророк Мухаммад (мир ему) учил, что люди должны готовиться к процессу забоя, он призывал заточить поострее ножи, чтобы животные не мучились. После этого туша считается разрешенной. Предпочтение отдается ручному забою, хотя в некоторых странах есть автоматизированные линии, признанные халяльными».
Аба Аббо: «Животных должны забивать специально обученные евреи, иначе оно не будет считаться кошерным. По-простому, процесс выглядит так: берется животное, у него максимально быстро перерезаются артерии на шее, животное теряет самую главную свою кровь, кровь души, ту что дает дееспособность организму. Затем у животного проверяют внутренние органы, чтобы они были здоровыми. Забойщик скота — очень сложная профессия, не только психологически. У человека должны быть предельная концентрация на процессе и настрой на служение.
Зачем все это нужно? Важно, чтобы животное умирало без мук, максимально быстро. Есть технология забоя, которую нам тоже передали наши мудрецы. Это сложный процесс: отвлекся на секунду, испугался — уже не получится кошерный забой. Даже нож должен быть специальным, идеально тонким и ровным. Резчики проверяют нож ногтем, чтобы почувствовать нет ли там малейшего заусенца. Автоматизировать этот процесс невозможно. Животное, убитое на охоте, априори некошерное».
Почему диаспоры, живущие в разных странах, следуют разным правилам?
Аба Аббо: «Все соглашаются в части правил, описанных в Торе. Что касается знаний, передававшихся устно, все не так однозначно. 2000 лет назад и ранее существовал Синедрион, совет мудрецов. Они выносили постановления: разрешали — значит, навсегда, запрещали — значит, тоже навсегда. По всем неоднозначным вопросам обращались к ним. Но уже 2000 лет, как этого совета нет. В каждой стране были свои мудрецы, которые трактовали тексты и принимали решения. В дальнейшем жили мудрецы, это уже были обычные люди, которые работали с текстом и уже принимали решение в тех или иных ситуациях, но каждый — исходя из своего опыта и для своей страны. Например, жил великий мудрец в Испании, работал с текстами, трактовал определенные ситуации и вопросы исходя из знаний, данных Торой и древними мудрецами. Сама же Тора нам говорит, что в любой непонятной ситуации нужно слушаться мудрецов. Даже когда их постановления нам непонятны.
Мудрецы в одних условиях могли прийти к одному выводу. А в других, например в другой стране, — немного к другому. Отвечая на вопрос, есть ли разница в трактовке правил кашрута между этническими группами еврейского народа, скажу так: по большому счету нет. Но нюансы могут различаться. Например, есть группы которые не будут есть рыбу с молочными продуктами, а бывают такие, которые едят. Йеменские евреи едят саранчу, хотя евреи в остальном мире этого не делают. Все дело в том, что Тора нам говорит, что есть вид саранчи, которую можно есть. Но из-за того что евреи много переезжали, многие уже и не помнят, как именно должна выглядеть разрешенная саранча. Поэтому мы просто ее не едим. А в Йемене информация передавалась из поколение в поколение, и до сих пор есть люди, которые могут ткнуть пальцем и сказать, что вот это насекомое Тора разрешает есть».
Рушан хазрат Аббясов: «Бывает, что в одной стране что-то признают халяльным, а что-то нет, это основано на небольших противоречиях между разными религиозными исламскими школами. Например, в России можно есть конину (особенно ее любят татары), а попробуйте съесть лошадь в ОАЭ? Во-первых, арабские скакуны стоят десятки тысяч долларов, во-вторых, у них исторически сложилось, что лошадь — сила, средство передвижения, а не питания».
Являются ли ГМО и пищевые добавки кошерными или халяльными?
Рушан хазрат Аббясов: «Всевышний в Коране говорит: Вкушайте полезное и дозволенное. Времена меняются, люди придумывают разные добавки с разными целями, в том числе для сохранения продукции на длительный срок. То, что не является полезным для человеческого организма, — харам. Всевышний запретил нам насилие над своим телом. Поэтому все добавки, которые по мнению диетологов и врачей вредны, не являются желательными для мусульман. Для проверки халяльности новых продуктов есть центры стандартизации и сертификации, там изучают составы продуктов и выносят решения. Конечно, сложно проверить абсолютно все продукты, которые есть на рынке. Производители и импортеры часто сами делают запрос, чтобы поставить маркировку халяль на свою продукцию. Для верующих это облегчение, не надо читать составы и анализировать. В разных странах есть свои центры сертификации, все сотрудничают между собой. Бывает, достаточно, чтобы один центр вынес решение, чтобы оно было действительно в других. Например, наш Совет муфтиев России прошел сертификацию, чтобы наши документы были действительны в странах арабского мира. Это значит, что арабы, которые хотят закупать российскую халяльную продукцию, могут доверять нашим маркировкам».
Аба Аббо: «Есть четкие правила и правила, как работать с этими правилами. Иудаизм живой организм. Да, мы соблюдаем правила, которым более тридцати пяти веков, но при этом все процессы живые. Мы анализируем новые продукты и технологии. Уже сегодня некоторые раввины теоретически задаются вопросом, можно ли есть клонированных животных, например. Каждое нововведение анализируется на предмет его кошерности. Некоторые добавки с кодом E кошерные, некоторые нет. По идее, каждый еврей должен знать, что допустимо, а что нет. И внимательно читать этикетки. Например, некоторые красители делаются из жучков, следовательно, они некошерные. В случае с ГМО все будет зависеть от конкретного продукта и процесса его изготовления».
Могут ли мусульмане и иудеи быть вегетарианцами и при этом соблюдать халяль или кашрут?
Аба Аббо: «Мы едим для того, чтоб у нас были силы служить Всевышнему. Еда — это тоже процесс служения, а не просто удовлетворения своих похотей. Кто мне дал право убивать животное? Оно — такое же творение Всевышнего. Единственный резон убивать его — для того, чтобы человек мог служить Творцу. Если я ем для своих личных интересов, чтобы насладиться, то вопрос: кто мне дал право убивать животное в свою угоду? И на самом деле это очень вегетарианская тема. С одним нюансом. Бог сказал: «Ешьте! Но для того, чтобы были силы и здоровье». Поэтому легитимно ли вегетарианство? Если кому-то врач сказал, что мясо вредит его здоровью, то да! Внутри иудаизма есть люди с более философской концепцией вегетарианства. Они исходят из того, что на сегодняшний день мы настолько деградировали, что не имеем права кушать животных. Как бы там ни было, в субботу, в праздники, важные дни, есть определенная обязанность есть мясо, пить вино. Это процессы, которые формировались еще 2000 лет назад. Но это не значит, что человек которому плохо от мяса, обязан его есть».
Рушан хазрат Аббясов: «Среди мусульман встречаются вегетарианцы, но надо понимать, что Всевышний не запрещал употреблять мясо. Если у человека диета для его пользы, почему нет. Но еще раз скажу, Всевышний призывает вкушать дозволенное, в том числе мясо. Мы можем вспомнить истории из Ветхого завета. Всевышний не желал пролития человеческой крови, и в жертву ему приносили животных. Принося животное в жертву, мы становимся ближе к Богу. Во время праздника Курбан-байрам мы не только сами должны съесть это мясо, но еще и угостить гостей и неимущих. То есть считается, что мясо есть надо. Кстати, и врачи это подтверждают».
Действительно ли халяльное и кошерное питание полезнее обычного?
Рушан хазрат Аббясов: «Если подойти философски, Всевышний дает нам тело, которое мы должны поддерживать путем правильного питания и питья. Халяльная пища — безопасная. Сам неоднократно наблюдал, что немусульмане с большим удовольствием покупают халяльную пищу, потому что знают, что она прошла дополнительную проверку. Второй момент такой: так как вредная для организма пища — харам, то корма для животных должны быть натуральными и полезными, без ГМО, не вредящими их росту, не ускоряющими его. Следовательно, халяльное мясо и правда полезнее обычного».
Аба Аббо: «Как ни странно, кошернее всего будет продукция сделанная из чистой химии, но она не будет здоровой. Поэтому кошерное — не синоним здоровому. Но, в принципе, еда человека, который соблюдает кашрут, более здоровая, чем обычная. Кроме здоровья тела, мы также заботимся о здоровье души. А от того, что мы едим, зависит наше внутреннее состояние.
Человек, соблюдающий кашрут, не может положить в рот ничего, не задумавшись о том, что это, из чего сделано. Как происходит в жизни? Мы поглощаем все подряд — еду, информацию в социальных сетях, неосознанно поглощаем то, что не приносит нам пользу. Кашрут — это принципиально другая система ценностей. Перед каждым действием я должен задуматься. Даже находясь у себя дома, я не могу залезть в холодильник и посмотреть, чем бы перекусить. Я задаю себе вопрос: когда я в последний раз ел мясо? Сколько времени прошло с того момента? Это важный момент, он добавляет определенное отношение к еде, которого в современном мире почти нет. Я говорю про осознанность».
Что будет, если нарушить правила?
Аба Аббо: «Мы соблюдаем кашрут не только потому, что мы боимся наказания за нарушения. Хотя в основе иудаизма лежат и награда, и наказание. Мы знаем, что любое наше действие будет оценено Богом и будут последствия. В здоровом теле здоровый дух — это и есть концепция кашрута. Все, что мы едим, становится частью нас, в каком-то смысле мы берем силу этой еды. Некошерное питание тоже становится частью нас и уводит от Бога».
Рушан хазрат Аббясов: «В судный день человек будет отвечать за свое тело и поведение перед Богом. В этой жизни результат неправильного питания — возможные болезни».
Могут ли евреи есть халяльную пищу, а мусульмане — кошерную?
Рушан хазрат Аббясов: «В Коране написано, что нам дозволена пища людей Писаний. Люди Писаний — это христиане и иудеи. Им также было даровано Священное Писание. И если они забивают скот и упоминают имя Бога (не обязательно дословно Аллаха, мы все верим в единое божество, достаточно сказать «с Богом», например), перерезают сонную артерию и выпускают кровь, тогда это мясо считается халяльным. Мы изучали кошерные мясные продукты, они полностью соответствуют духу ислама, поэтому мы можем их употреблять».
Аба Аббо: «Я не эксперт в законах халяля. Насколько мне известно, мусульманин может употреблять в пищу кошерное мясо, но лучше проконсультируйтесь с профессионалом в этой области. Но халяльное мясо кошерным не будет».
Могут ли православные есть кошерную и халяльную еду?
Православный священник, пожелавший остаться инкогнито: «Правила кашрута, описанные в Торе, ограничивают набор продуктов, пригодных для употребления в пищу, а также предусматривают определенный вид забоя. Христианство принимает полностью Пятикнижие. Но на Иерусалимском Апостольском соборе, происходившем в 49 году н.э. было решено, что христиане нести огромный багаж правил иудаизма, иногда технически сложных, иногда шокирующих, как обрезание например, не будут. Что касается пищи, то из всего свода правил оставили запрет на мясо удавленных животных, кровь и идоложертвенную еду. Идоложертвенная еда — принесенная в жертву или во славу каким-то богам, культу. Поэтому с точки зрения христианства скорее не стоит есть еду кришнаитов, посвященную индуистским богам, нежели кошерную или халяльную пищу. Кошер и халяль не подразумевают каких-то ритуальных действий. Исключение составляет разве что мусульманская праздничная еда, которую готовят на праздник Курбан-байрам. И то: меня однажды соседи по даче угостили кусочком, и после секундного замешательства я съел. В конце концов, христианин должен перекрестить пищу перед приемом. Если вам неловко делать это в общественном месте, можете сделать это глазами или мысленно. Крестное знамение отменяет все остальные действия людей других конфессий. Любую еду, которая кажется вам сомнительной, перекрестите и ешьте.
Если спросить мусульманина, почему нельзя есть свинину, он не ответит. Хотя понятно: запрет идет из иудаизма. Есть толкования, что это было древнее знание, но все же ответа на вопрос «почему» нет. Зато есть предание, что апостолу Петру с неба спустилась скатерть, по-нашему самобранка, а на ней были всевозможные морские гады — устрицы, осьминоги, каракатицы, разные животные, пресмыкающиеся. И голос сказал: заколи и ешь. Он, как иудей, отказался. Но это символ того, что новые времена и законы выше старых».