Полезнее ли халяльная и кошерная еда, чем обычная?
Зайнудин Зайнудинов, главный врач клиники ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии»:
«Во многом кашрут и халяль схожи. В иудаизме и в исламе существует запрет на потребление конкретных продуктов. Ограничений этих не много, они не касаются жизненно важных продуктов, и современный человек со сбалансированным питанием, выбравший кашрут или халяль, ничего с точки зрения диетологии не теряет, а, наоборот, приобретает. Главное — обе религии приветствуют воздержанность и умеренное потребление еды, а сейчас, при современной доступности продуктов, это самое главное. Мы, врачи, трубим на весь мир — человек должен умеренно относиться к еде. Из-за отсутствия умеренности в еде мы имеем массу проблем — ишемическая болезнь сердца, атеросклероз, ожирение, сахарный диабет. И в кашруте, и в халяле соблюдены принципы сбалансированности мясной и растительной пищи и введена мера потребления, а мусульманский пост — при средней продолжительности светового дня — замечательная здоровая традиция для здоровых людей. Поэтому можно смело заявить: если человек придерживается в еде религиозных канонов ислама и иудаизма, то ему от этого, очевидно, будет только польза.
В обеих религиях сформулированы жесткие требования к процессу забоя животного. Они направлены на минимизацию страданий: животное умерщвляют очень острым ножом, ему перерезают одним движением основные сосуды, трахею, пищевод, но не трогают спинной мозг. При забое скота электрическим током сосуды животного, как правило, спазмируются, отчего кровь может задерживаться в тканях. Кровь имеет свойство достаточно быстро портиться, поэтому гораздо полезнее есть мясо животных, забитых по правилам кашрута и халяля. Также известно, что при ударе тока результат не всегда достигается быстро, и известны случаи, когда забой сводится к пытке. Есть сведения, что в этот момент в кровь животного выбрасывается большое количество гормонов, в частности адреналин, а из крови они тут же попадают в мышечные волокна. В исламе настоятельно рекомендуют делать так, чтобы животное не видело нож, и чтобы оно не видело, как убивают других. Такие же требования и в иудаизме. Мое человеческое и профессиональное мнение — традиционный забой, предлагаемый иудаизмом и исламом, правильнее.
Что касается принятого в иудаизме раздельного потребления мясных и молочных продуктов, то скажу так: современная диетология таких противопоказаний не дает. К этому правилу сложно привязать научные данные; нет доказательной базы. Мясное с молочным может быть вредно в случае индивидуальной непереносимости, например, молока.
Иудеям нельзя есть рыбу без чешуи и плавников, и под этот запрет также попадают многие морепродукты. В исламе с рыбой проще: Коран четко говорит — все обитатели моря и воды съедобны. Икра осетровых, запрещенная у иудеев, —ценный продукт. Но она ровно настолько же ценна, как и щучья икра, и икра минтая, и какая-нибудь другая. Они абсолютно схожи по химическому составу и по своей пользе. То есть, если иудеи отказываются от черной икры, они смело ее могут менять на любую другую, дозволенную религией. Икра полезна содержанием полиненасыщенных жирных кислот, как и сами рыбы. Наличие этих кислот в рационе предотвращает образование холестериновых бляшек, развитие атеросклероза. В икре много витамина А, D и Е, йода. И еще, съев даже немного икры, человек сразу получит относительно хорошую дозу полноценного белка.
Кашрут и халяль не разрешают есть свинину. Доказательств, говорящих о том, что без нее человек будет ограничен в получении полезных веществ, нет. С другой стороны, с точки зрения науки о питании свинина не считается вредной, хотя в классической диетологии она не используется. Если человек не ест свинину, ему не нужно ее чем-либо специально заменять. Не думаю, что ведущие диетологи мира руководствовались религиозными мотивами, но при этом их подход к питанию мясом совпал с религиозным.
В литературных источниках объясняется, почему кашрут и халяль запрещают кровь — она является хранилищем души. Есть народы, у которых существует традиция употребления крови, и это легко объясняется. Например, кровь употребляют народы Крайнего Севера, где резко ограничена продовольственная база. И они относятся к ней как к деликатесу. Традиция употреблять кровь позволяет при минимуме продукта и при минимуме усилий восполнить дефицит огромного количества микроэлементов и витаминов, поскольку все, чем богат организм животного, содержится в крови. Но современный человек со сбалансированным питанием ничего не теряет, отказавшись от крови животных.
Иудаизм разрешает употреблять алкоголь, ислам категорически запрещает. Подход ислама с медицинской точки зрения правильнее. Мнение ученых однозначно: алкоголь вредит организму. Ряд ученых спорят о дозах алкоголя и напрямую связывают повреждающее действие алкоголя именно с дозой. До конца еще не изучены все негативные последствия алкоголя, и сама токсическая доза, которая оказывает повреждающее действие на те или иные органы, пока расплывчата. Известно, что 100 грамм крепкого алкоголя в день относительно безвредно перерабатывается печенью, это для мужчин средней комплекции весом около 70 кг. Бо́льшие дозы уже токсичны для печени. Но тут все строго индивидуально. Ряд специалистов, в частности неврологи, психиатры и морфологи, считают иначе — даже минимальные дозы алкоголя имеют повреждающее действие на нервные клетки. При этом есть исследования, которые говорят, что умеренное потребление слабого алкоголя, например вина, полезно. Это мнение в основном распространено в странах Средиземноморья. Средиземноморская диета разрешает несколько раз в неделю выпивать один-два бокала вина, не больше. Многие кардиологи и другие специалисты с этим согласны.
Обе религии запрещают есть хищников, и я не исключаю, что этот запрет появился по причине вреда здоровью. А именно: мясо хищников с большей вероятностью может быть заражено различными возбудителями инфекционных болезней. Логично предположить, что в крови и, соответственно, в мышцах хищников содержится много гормонов стресса, что влияет на вкусовые свойства такого мяса. И еще оно содержит мало жира и довольно жесткое».