ЗОЛОТАЯ ТЫСЯЧА
Подбор рецептов
Включить ингредиенты
Исключить ингредиенты
Методы приготовления
Популярные ингредиенты
Тип рецепта

Каково работать на кошерной кухне

Рассказывает Эмиль Каримов, работающий на банкетах «Иерусалима»
Каково работать на кошерной кухне фото

Я шеф мангала в кафе «Ткемали», но часто помогаю с банкетами ресторану «Иерусалим» при синагоге на Малой Бронной. И на мангале, и как повар горячего цеха, и как повар холодного.

Как я попал в «Иерусалим» — это чуть-чуть длинная история, смешная. Я просто проходил мимо синагоги на Большой Бронной. Это было в 2008 году, я искал работу, грубо говоря. Работал в одном месте, там мало платили, и я хотел подработку. Иду, слышу — на нашем языке разговаривают, на азербайджанском, и удивился. Подошел к людям, начал разговаривать, сказал, что на любую работу согласен, я, говорю, повар, может, у вас какой-нибудь знакомый ресторан есть. Они сперва меня взяли туда столы потаскать, сказали, что только такая работа есть. Я согласился на это: жена беременная, в декрете дома сидит, мне деньги нужны были. И пошло-поехало. Стал с ними работать. Меню в «Иерусалиме» кавказское, процентов на девяносто это азербайджанская кухня. Все потому, что в ресторане работают горские евреи.

Евреи очень уважают верующих людей, тех, кто соблюдает закон. Нет разницы, христианин ли он или мусульманин. Из-за этого они со мной и начали работать и до сих пор работают. Я, например, держу пост, читаю намазы, я соблюдаю свою веру, ислам. Если вы верующий христианин, я могу на вас положиться, потому что вы боитесь Бога. То же самое со мной. Люди из «Иерусалима» могут на меня положиться. Они могут сказать мне: иди сам рассчитай банкет. Такое не каждому доверяют.

За кошерностью кухни наблюдает машгиах, религиозный человек. Только он имеет право открывать и закрывать кухню, зажигать огонь и включать плиты и другие приборы. Повар не имеет права даже поворачивать ручку, чтобы уменьшить или увеличить огонь. Он может включить только микроволновку; потому что, как мне объяснили, еда там не готовится, а разогревается готовый продукт. Если плиту включит не машгиах — все, кухня автоматически закрывается. Не просто печку выкидывают и ставят другую — закрывается кухня. Однажды был случай: повар горячего цеха поставил в духовку пятьдесят дорад и сам ее включил. Все выбросили вместе с печкой. А у нас оставался час до банкета, где было человек двести, и рыбное блюдо должно было идти в начале.

Вся посуда в ресторане должна быть кошерной. Как ее кошеруют — для этого всю новую посуду окунают в микву и читают молитву. Миква — это такой бассейн. Есть миква для человека, а есть для посуды, и в ней очень чистая вода. Если на кухне вдруг окажется некошерный нож, все, чего он касался, выкидывают или сжигают. Мне кажется, что одноразовую посуду придумали евреи — я вам серьезно говорю; потому что с ней удобнее.

А когда мы делаем выездные банкеты — в гостиницах, например, или на кораблях, то предварительно, за день, машгиах, или даже несколько машгиахов, кошерует ту кухню, на которой нам предстоит готовить. Выносят всю посуду, что там есть, оставляют только рабочие поверхности, и их обрабатывают шлангом, через который идет пропан, а где нельзя использовать этот огонь, обливают кипятком. После этого можно вносить кошерные посуду и продукты. Но опять: машину с продуктами на выезде из синагоги закрывает и пломбирует машгиах и встретить ее тоже должен машгиах. Однажды приехала перед банкетом машина, и я отправил ее обратно, потому что в том месте не было машгиаха; обратно она вернулась с машгиахом из «Иерусалима».

Машгиах проверяет все продукты. Крупы он должен все перебрать, чтобы убедиться, что в нем нет насекомых. Грибы он тоже тщательно проверяет. Смотрит, нет ли в яйцах крови. А капусту, салатные листья и зелень он не только хорошо осматривает, но и моет с помощью кошерного средства для мытья зелени, с пеной, и потом три-четыре раза промывает проточной водой.

У нас в исламе как: забить животное должен мусульманин, поставив его головой в сторону Каабы. Он перерезает горло острым ножом с короткой молитвой: «Бисмилла», что означает «во имя Бога», затем кровь должна стечь — все, животное считается халяльным. В кашруте все гораздо сложнее. Забить животное должен специально обученный человек, и он проверяет, здорово ли животное. Не дай бог он обнаружит какую-то непонятную точечку на туше — она сразу выбрасывается. Если в желудке обнаружится гвоздь или еще что-нибудь металлическое — туша тоже выбрасывается. А после того как сняли шкуру, мясо должно оставаться в соленой воде восемь-девять часов, чтобы в нем точно не было крови. И, например, переднюю часть барана есть можно, а заднюю часть евреи не едят. Как мне объяснили, в задней части есть вена, которую невозможно вытащить, чтобы кровь вышла, и только в Израиле есть один или два мясника, которые ее вытаскивают.

Сначала мне, конечно, было трудно привыкнуть ко всем правилам кошерной кухни. Некоторые вещи я не мог себе объяснить. Например, когда они делают тесто для халы, то должны оторвать кусочек и сжечь его; в моей вере так нельзя. Мясо и рыбу нельзя одновременно готовить в одном мангале: либо они должны быть разделены перегородкой, либо ты должен сначала одно приготовить, а потом только другое. Я это понимаю, и машгиах это понимает, а гость, который, допустим, не еврей, будет ждать рыбу сорок минут. Но таковы правила. Через пару лет я освоился.

30.06.2017