Дорожная карта
- Роман Лошманов
Молочная история Сухиничского агропромкомбината в некотором смысле типична для многих молочных компаний новой волны.
Сначала в Сухиничах, небольшом калужском городе, был завод овощных концентратов. Он сушил овощи, превращая их в сухие супы и другие питательные порошки для нужд армии и исправительных колоний.
В новейшие времена завод заново научился плавать и у него появились московские инвесторы, а в Сухиничском районе параллельно мирно загибались колхозы и совхозы и затухали деревни и села.
В середине двухтысячных завод — ставший САПК, Сухиничским агропромышленным комбинатом, — приобрел почти уже разрушившийся совхоз имени Дзержинского около деревни Глазково. Точнее сказать, около деревни Жердево, но к тому времени от Жердево почти ничего не осталось.
Коровники восстановили, оставшимся коровам поправили здоровье. Стали производить молоко и сдавать его корпорации «Данон» по рыночным ценам. В 2008 году рыночные цены упали до уровня, убийственного для существования коров и людей.
Тогда в Сухиничах — вместе с теми самыми московскими инвесторами (людьми, которые и сейчас предпочитают оставаться в безвестности) — решили наладить собственную переработку. Для чего в 2009 году построили молочный цех, оснащенный неплохим оборудованием. Чтобы делать все самим: и молоко, и сметану, и творог, и сыр.
Все это нужно было продавать, потому что для того и перерабатывается молоко, чтобы молочные продукты покупали люди. Организовать сбыт оказалось примерно так же трудно, как с нуля организовать производство. Калуга и область были слишком маленьким рынком для доящихся сухиничских коров.
На счастье как раз в это время отвоевывала жизненное пространство «Избенка» — московская сеть магазинов свежей и натуральной молочной продукции, которая не имела собственных производств и продавала под своей маркой то, что сделали другие. Сухиничский комбинат помог «Избенке» выжить: он делал практически все, что она продавала, не особенно распространяясь о производителе.
Потом «Избенка», что называется, поднялась, раскрутилась, освоилась. Наняла, расширяясь, новых успешных менеджеров, которые стали диктовать Сухиничскому комбинату не слишком выгодные ценовые условия. Потому что у сети появились и другие желающие поставщики.
Тогда «САПК-Молоко», то есть молочное подразделение комбината, решило сделать свою сеть магазинов и магазинчиков — по типу «Избенки», — чтобы продавать все, что делает, под собственной маркой. В той же ценовой нише: дороже, чем массовое молоко и молокопродукты из супермаркетов, потому что все свое — и корма, и коровы, и производство, и дистрибуция).
Марку назвали «Подворье» — наверное, за красоту слова. Подворье означает филиал чего-то основного, главного, и в этом смысле все верно: в своих лавках Сухиничский завод продает то, что сделал сам.
(На самом деле Сухиничский комбинат использует не только свое молоко, но и молоко из других хозяйств, хотя все они находятся в Сухиничском районе. А в магазинах «Подворья» продается и то, что подходит по ассортименту, от сторонних производителей, — но тоже тех, что проделывают с исходным продуктом только минимальные технологические операции; то есть то, что можно назвать натуральным. Кроме того, продукцию комбината можно купить не только в магазинах «Подворья», но и — под другими марками — в других точках, торгующих натуральной продукцией, например в сети «Мяснов».)
Главный редактор «Еды» Роман Лошманов отправился в Сухиничский район, чтобы проследить весь путь молока от кормов до заводского цикла. А затем сел в кабину с шофером, перевозящим молочные продукты на московские склады, и наутро встретил машину, которая развозит товар по конечным магазинам. Чтобы проверить, действителен ли слоган «Подворья» — «От поля до прилавка».