Как соблюдать кашрут в Москве

Нужно ли держать дома два холодильника, что есть в гостях — и другие правила

Как соблюдать кашрут в Москве

О том, как питаться исключительно по правилам кашрута нам рассказала Голда Клейнберг — преподаватель кафедры иудаики МЭГИ «Махон Хамеш», специалист по вопросам еврейского брака, жена раввина, многодетная мать и автор ютьюб-канала «Голда Балабуста», где она рассказывает об организации правильной домашней жизни. И еще мы сняли, как устроена ее кошерная кухня.

«Мы приехали в Москву в 1995 году в качестве посланников Любавического ребе. Тогда тут с кашрутом все было очень плохо. Были только овощи, фрукты, рыба и начало появляться кошерное мясо. Всю остальную еду везли чемоданами из Израиля и Америки два раза в год, везли буквально все. Конечно же, часто таможенники останавливали нас, потому что не понимали, для чего мы везем столько еды с собой в Россию из-за границы. Но мы объясняли, что мы — евреи, едим только кошерную еду, которой почти нет в России. Департамент кашрута открылся лет 15 назад, и только тогда история с продуктами стала налаживаться. А вот кошерное мясо в Москве появилось гораздо раньше, в 1990-е годы, с приездом ребе Ицхака Когана, который стал раввином синагоги на Большой Бронной, именно он заведует по всей России кошерным убоем скота.Сейчас в Москве уже нет сложностей с едой. Есть много откошерованных заводов, кошерных магазинов, кафе, кулинарий и ресторанов. В глубинке России все хуже, а в Москве — настоящий кошерный рай. В городе сейчас, кажется, шесть кошерных ресторанов. Мой самый любимый — «Иерусалим» на Большой Бронной. Во-первых, там приятная атмосфера, есть открытый балкончик, где хорошо летом. Во-вторых, там очень вкусная еда.

Если приглядеться, то можно увидеть, что молоко и колбаса разделены прозрачной перегородкой. Молоко находится в молочной зоне, а колбаса — в мясной.

Кошерные магазины, как правило, находятся рядом с синагогами и еврейскими центрами. В одной только Марьиной Роще есть четыре магазина. Два находятся прямо за забором синагоги, один в трех минутах ходьбы от синагоги — и еще есть мясной магазин на соседней улице. Плюс есть магазины при синагогах на Большой Бронной и в Большом Спасоглинищевском. Каждый из них имеет свою особенность. Вот «Кошер гурмэ» на Новосущевской — это самый удобный, самый красивый магазин. В нем большой ассортимент продуктов из России, Америки, Израиля и Европы. Это мой любимый кошерный магазин. Там помимо изобилия есть и роскошная кулинария, и прилавок со сладостями, специями и орешками. Скоро, кстати, откроется его филиал в Санкт-Петербурге на Невском проспекте. А в гастрономе «Пардес» на улице Образцова есть отдельные молочное и мясное кафе — это их изюминка. Еще в «Пардесе» пекут очень вкусный хлеб и халы. Но Москва — огромная, а кошерные магазины находятся в определенных точках, и люди с окраин страдают. В разных районах города существует множество общин — и местные раввины стараются открывать там маленькие продуктовые лавки, чтобы людям не надо было далеко ездить. Нельзя сказать, что это прямо серьезные магазины, назовем их, грубо говоря, пунктами продажи кошерной еды. Наша община, раввин которой — мой муж, находится в районе Сокол–Аэропорт, это не очень далеко от Марьиной Рощи, но несколько часов на покупки все равно придется потратить, а не все могут себе это позволить. Поэтому мы организовали доставку еды членам общины. Мы сказали: люди, если вам надо в кошерный магазин, но у вас нет такой возможности, мы привезем вам еду сами, просто позвоните и скажите, что вам нужно, хотите хумус — привезем хумус, хотите что-то еще — привезем. Уже заведено, что в четверг мы возим людям вино, халы и все, что им нужно к Шаббату. Мы с этого ничего не имеем, это исключительно помощь евреям, чтобы они ели кошерную еду.

На еврейской кухне должно быть две раковины и две духовки — для мясных и для молочных продуктов и для соответствующей посуды.

Но еще существует огромное количество кошерных продуктов, которые продаются в обычных магазинах. Эти продукты проверены Департаментом кашрута под наблюдением главного раввина России Берла Лазара и снабжены печатью кошерности. Департамент все время проверяет новые заводы и выдает им кошерные сертификаты. Совсем недавно разрешили есть несколько видов солений и сухие завтраки. Обо всем этом пишут на сайте kosher.ru. Иногда под одобрение департамента попадает целиком марка, иногда — отдельная партия товара. Про одни мы знаем, что продукты конкретно этой фирмы разрешены всегда и везде, и мы их покупаем в любом магазине, с другими надо быть внимательней. Вот недавно откошеровали продукцию фирмы «Дядя Ваня», но не всю, а только того завода, что находится в Албашах (завод «Русское Поле — Албаши» в станице Новоминская. — Прим. ред.). Конечно, это всю информацию надо держать в голове. Ну или я прямо в магазине залезаю на сайт и смотрю: что можно, а чего нельзя, если я вдруг забыла.

Жизнь на кошерной кухне подчинена жесткому графику.
Кроме того, есть продукты, которые изначально считаются

кошерными. Они без печати, но мы все знаем, что они по сути кошерны и в пометках не нуждаются. Например, макароны. Все макароны из твердых сортов пшеницы и воды — разрешены. Можно пойти в любой магазин и купить любые макароны. Но я использую макароны «Макфа», потому что их завод проверял Департамент кашрута. Также обстоят дела с подсолнечным маслом. Любое подсолнечное масло без добавки витаминов — кошерное. Все крупы и бобовые в чистом виде, не смеси — кошерные. Уксус, сахар, мука, соль, цельные овощи и фрукты — тоже. С рыбой так: есть кошерные сорта рыбы, есть не кошерные, просто это надо знать, это прописано в Торе. Поэтому мы просто идем в магазин и покупаем разрешенные виды рыбы.

С выпечкой, кондитерскими изделиями, мясом и молочными продуктами дела обстоят иначе, тут все намного строже. Есть специальные производства, где все это готовится по правилам кашрута. Раньше наши бабушки сами кошеровали мясо — покупали живую курицу, шли к шойхету, чтобы он ее зарезал, дальше сами ее ощипывали, сливали кровь, засаливали и так далее. Сейчас мы покупаем полностью откошерованное мясо. Вот мой муж только что принес мясо на Шаббат, так оно полностью готово: ставь в духовку или клади в кастрюлю — и все. Если раввин живет в глубинке и он для своего города организует кошерный убой скота, то он наймет женщин, которые будут обрабатывать это мясо перед продажей. У Раменского мясокомбината есть отдельный, постоянно работающий кошерный цех, которым руководит еврей. Там все под наблюдением, и этим мясом снабжают всю Россию. Бывают даже мясные консервы, но редко, только если делают специальную партию.

Молочные продукты чаще делают на обычных заводах — два раза в неделю закрывают цех, кошеруют его, устраивают кошерную дойку коров (под наблюдением религиозного еврея), выпускают специальную кошерную партию, а потом завод работает дальше в обычном режиме. Но, как правило, это небольшие заводы, которые находятся далеко от Москвы. В Ставрополе на одном таком заводе недавно выпустили кошерное мороженое, так его сделали отдельной партией, регулярно такое выпускать очень сложно, много нюансов. Поэтому они просто выпустили огромную партию, магазины ее закупили — и на полгода хватит.

При желании в Москве можно найти даже кошерную ветчину. Разумеется, не из свинины.
Маркировок, сообщающих о том, что продукт кошерован, много, в них можно запутаться — и иногда их надо перепроверять. Есть известные на весь мир маркировки. Например, значок «ОК», где K в кружочке. Или буква U в кружочке. Или буква K в звездочке. Этим известным маркировкам мы доверяем. Это значит, что на заводе был представитель агентства, дающего сертификаты кошерности. Единственная сложность — печать дается всего на год.

Если мы на российском рынке встречаем такой значок, мы ему доверяем, но надо проверить, не просрочен ли он. Часто в России бывает, что срок сертификата кошерности закончился, а производители продолжают ставить значок. Еще пару раз мы находили поддельные значки на российских продуктах. Например, я вижу какой-нибудь продукт, а на нем этот значок. И я думаю — ну не может быть, чтобы это агентство поставило на этот продукт значок. Начинаю перепроверять, и в агентстве говорят: «Спасибо, что сообщили, мы действительно не имеем к этому отношения». Редко, но такое бывает.

Я знаю, что теоретически могу попасть в ситуацию, когда я выйду надолго из дома и мне нечего будет съесть. Такие случаи я обдумываю заранее и беру еду с собой либо покупаю что-нибудь в магазине — фрукты, хлебцы, это можно найти везде, не пропаду. Но на практике мы не оказываемся в таких ситуациях. Наши дети учатся в еврейской школе, и там они могут есть все. А вот в музыкальной школе кошерной еды нет, поэтому они просто заранее берут ее с собой из дома. Дети с детства к этому приучены. Если мы идем гулять или куда-нибудь едем, то о еде думаем заранее, это привычка. Когда мы заходим в обычный магазин, в тот же «Ашан», и наши дети видят некошерные конфеты, они никогда их не попросят и не устроят истерику, они знают — это не для нас. Наши дети с пеленок приучены к тому, что это можно, а это нельзя, и слово «некошерное» они понимают сразу. Так устроены все еврейские дети. Кто-то недавно рассказал мне историю. В Америке заходит еврейская женщина в магазин и видит такую картину — нееврейский ребенок бьется в истерике, кричит: «Мама, купи!» Его мама говорит: «Это нельзя, это некошерное». И ребенок сразу замолкает. Еврейская женщина спрашивает: «Скажите, а почему вы так сказали своему ребенку, вы же не еврейка?» А та говорит: «Я видела, что так делают многие мамы и дети сразу соглашаются, и подумала, что это хороший способ». Наши дети тоже это знают: это наше, это не наше, это можно, это нельзя. Если мы ходим в гости к неевреям или людям, пока еще не соблюдающим кашрут, мы предупреждаем, что есть мы не будем. У нас нет поблажек, законы Торы — они всегда и везде законы Торы. Максимум можем съесть цельные овощи и фрукты. В Москве есть роддом, где рожает большинство еврейских женщин, — перинатальный медицинский центр на Севастопольском. Так они уже давно знают: если к ним поступает рожать еврейская женщина, она ничего не будет есть. Когда я там рожала детей, мне приносили целую миску овощей и фруктов — огурцы, помидоры, перец, бананы, и так много, можно целый день кормить этими овощами всю семью.

Молочные продукты хранятся у Голды на отдельной полке.
У меня дома один холодильник, но в нем есть отдельная полочка для молочных продуктов. Не нужно иметь дома два холодильника, это миф. Даже если в холодильнике будут рядом стоять мясная и молочная кастрюля — ничего страшного. Если хозяйка знает, что это мясная кастрюля, а это молочная, и все

члены семьи это знают и не перепутают —то ничего страшного. Вот чего должно быть по две штуки, так это раковины, плиты и духовки. Если у человека нет возможности установить две раковины, то есть несколько выходов из этой ситуации. Или раковину делают мясной, а молочную посуду моют где-нибудь в ванной. Или вставляют в раковину отдельные тазики, моют там, а потом вынимают. Все это, конечно, неудобно, особенно если человек живет, например, в съемной квартире и не может поставить две раковины. Но что делать, обычно так все и выкручиваются. А с духовками никак не выкрутиться. Чаще делают так: основную духовку делают мясной, а для молочных продуктов покупают маленькую духовочку.

В Шаббат мы не ходим в ресторан, потому что нельзя пользоваться деньгами. В Шаббат у нас ресторан у себя дома — с гостями и накрытой посудой. Есть определенные блюда, которые должны быть в это время на столе. Во-первых, это еврейский хлеб хала, мы сами ее печем каждую неделю. Еще на столе должна быть рыба. Необязательно, чтобы это была традиционная гефилте фиш, можно купить любую разрешенную рыбу и как угодно ее приготовить, главное, чтобы она была. Обязательно должно быть мясо, потому что говорится: «Нет радости праздника Субботы без рыбы, мяса и вина». Это обязательные продукты. Как правило, мы готовим бульон — традиционное еврейское блюдо. В субботу днем еще едят другое традиционное блюдо — чолнт, на идише это «чол-ништ», то есть «без денег». Раньше это блюдо беднякам раздавали в синагогах бесплатно. Готовится оно из мяса, картошки, фасоли, и я добавляю еще перловку. Выглядит чолнт как жаркое. Мы его варим в пятницу до наступления субботы, и оно сутки томится на маленьком огне. У нас есть специальные электрические плиты, которые мы оставляем на Шаббат, чтобы еда была теплая. Чолнт мы едим в субботу днем, и он к тому времени уже хорошо протушен. Это традиционное еврейское блюдо, в ресторанах у нас такое, как правило, не готовят. Есть красивая история: однажды давно римский император Антоний прослышал, что евреи готовят такое необыкновенное блюдо — чолнт, и решил приехать к евреям в субботу, чтобы его попробовать. Приехал он в гости к рабби Иехуде ха-Наси, его угостили, невероятно вкусно, император уехал довольный и приказал своим поварам приготовить точно так же. Повара приготовили, он пробует и говорит — не то. Возвращается к рабби и говорит: «Ты мне не тот рецепт дал, совсем не тот вкус». А Иехуда ха-Наси говорит: «Потому что в своем чолнте я использовал приправу под названием «Еврейская суббота», которой нет у тебя».

Теги:

---------------------------
похожие идеи