Эстонская каша мульгипудер
После долгих поисков я, кажется, наконец, обрела. Теперь я знаю, где едят так же, как у меня в семье - вкусно, много и без излишней скромности.
Я в Эстонии, где выйти из-за стола с легким чувством голода невозможно. Вывеску «как дома», которая у нас обычно не сулит ничего хорошего, здесь можно было бы повесить на каждом заведении. Причем, эта надпись служила бы предупредительным, а не рекламным знаком. Мол, будь осторожен, дорогой гость, если ты помнишь, как обычно кормят бабушки и сколько после такого обеда нужно лежать лежмя. Эстония - бабушка для всех, кому в ней приходится есть.
Мне кажется, эта кухня особенно любезна русскому сердцу тем, что в ней нет ничего феноменального. Сплошная картошечка, а не кухня, если уж начистоту. Три дня мы обедали в городе Тарту и за это время успели откушать не менее полудесятка картофельных блюд. Начиная от просто вареной, заканчивая пюре с перловкой под замысловатым названием мульгипудер. С добрым шматом мяса, неизменным белым соусом - и все это евро за три. После одной такой тарелки охотно соглашаешься не есть больше никогда, лишь бы не приносили десерта. Кстати, пару раз принесли. Это были толстенные блины, на которые вылили, наверно, половник варенья. Страшно представить, как тут выглядит обед из трех блюд.
В Эстонии очень быстро превращаешься в человека, которым меня пугала мама: "Я вам тут изыски, а вы ничего не едите. Картошкой что ли каждый день хотите питаться!" Сначала вроде не хотелось, но теперь выяснилось, не так-то это страшно. Кстати, забавно вспомнить: отправляясь сюда, я устраивала опросы об особенностях эстонской кухни и узнала только о картофельно-творожных шариках.
Из окна автобуса Псков-Таллин хорошо видно, как граница разделяет сухие русские пустыри и заленеющие эстонские поля, по которым едут тракторы. Эстонию когда-то называли "картофельной республикой", и я не удивлюсь, если статистика до сих пор демонстрирует выдающиеся успехи. Картошка - второй пункт потребления после хлеба, но это вряд ли от плохой жизни. Здесь не стыдно есть картошку и не стыдно жить в бревенчатом домике на деревенской улице. Наверное, есть рукколу и жить в небоскребе тоже не стыдно, но только не очень нужно.
Зайдешь в кофейню - а там рядом с пирожными разложены бутерброды с селедкой. Прямо как на большом столе во время добротного домашнего празднования. И все едят, сколько им хочется и даже чуть больше. Хорошо же.