Пьет — значит, любит
- Йорг Грубер
Иногда для того, чтобы твои представления о чем-то изменились кардинальным образом, достаточно оказаться в изоляции. Например, в бельгийской деревне, жизнь в которой бьется медленно, как пульс у лошади. У меня, конечно, были товарищи: бобтейл размером с теленка, четверо бычков какой-то мясной породы, штук пятьдесят уток и Марк, флегматичный владелец отеля, стреляющий кроликов из окна. За окном беспрерывно шли дожди, и душераздирающий фламандский пейзаж подошел бы скорее нытику Левитану, а не жизнелюбу Рубенсу. В общем, несмотря на всю живописность округи, вариантов не сгинуть с тоски было мало: месить грязь часовыми прогулками, писать натюрморты и ходить в единственную пивную в округе.
Вообще, пивная эстетика, будь то закопченный английский паб или ряды рук, размахивающих литровыми кружками на баварском «Октоберфесте», приводит меня в страшное уныние, а шипение, хлюпанье, сглатывание и оглушительный, как литавра, солодовый дух — так и вовсе причиняют душевную боль. Все потому, что я — правоверный энофил.
У нас принято трепетать над аристократическим происхождением, терруаром и величием производителя — это еще до того, как откупорить бутылку вина. Дальше — хуже. Надо решить вопрос с декантацией. Потом с бокалами: не дай бог перепутать, что для бордо, а что для бургундского, — вся кислотность пино-нуара полезет наружу, как перебродившее тесто. Налили в бокал? Ура, теперь можно спорить до посинения. Поводов миллион: платье и тело, танины и баланс, пузырьки и возраст. Нос вина — вообще бесконечная тема для дискуссий: кому-то чудятся фрукты-ягоды, кому-то уголь, пот и горячий асфальт. Один явственно ощущает флердоранж и моченые яблоки, а другой унюхал нефть и паленые провода. Это я не говорю о пресловутой кошачьей моче в совиньон-блане или, о боже, об оттенках спермы в шампанском.
Все мои представления о пивном вопросе сводились к малахольным лагерам, про которые снимают эпические рекламные ролики на тему красивой жизни, а тут — десятки харизматичных, темпераментных и невероятно обаятельных элей с карузовской экспрессией кричат о своих нотах, полутонах, нюансах и послевкусии.
Бармен с любопытством смотрел в мои быстро косеющие глаза (бельгийское пиво плотное, насыщенное и крепкое, не предполагает больших количеств), терпеливо разъясняя, что к чему.
При производстве пива используются два основных типа дрожжей: Saccharomyces cerevisiae для элей и Saccharomyces carlsbergensis для лагеров. Грубо говоря, дрожжи да еще температура брожения определяют конечный результат — пиво верхней или нижней ферментации.
Исторически все пиво (за исключением ламбиков, которые появляются вследствие спонтанного брожения) было результатом верхового брожения — крепким, насыщенным и тягучим, с дрожжевым осадком. Низовое брожение в пивной индустрии появилось лишь в середине XIX века, когда был изобретен промышленный способ охлаждать бродильные чаны с будущим лагером. Относительно невысокая крепость, питкость и возможность сохраняться дольше определили коммерческую судьбу лагеров — теперь это 90% всего пива, производимого в мире. Львиная доля его называется session beer — безликое пиво для вечеринок.
Несмотря на поддержку от государства, Анна упрекает его в беспечности. В Бельгии общее наименование belgium beer не защищено законом, чем незамедлительно воспользовались в Америке. Оценив продукт, там тут же стали выпускать belgian style beer. Анна специально летала в Штаты, чтобы изучить масштаб конкуренции. Говорит, что американцы, как водится, всю свою экспрессию вкладывали в объект восхищения, но их детище иначе как блокбастером назвать нельзя — оно было либо разнузданно-фруктовым, либо угрюмо-плотным, либо чересчур хмельным. Но потом молодые, зубастые и очень предприимчивые представители фландрийских и валлонских пивоварен один за другим стали уезжать в США, чтобы составить конкуренцию собственным родителям. А американцы, разобравшись с канителью про баланс и элегантность, стали производить вполне эффектные, гармоничные напитки, которым впору было мериться с бельгийским прототипом.
Ну и наконец, пиво — со своей сермяжной физиономией — вломилось на кухни гастрономических ресторанов, куда раньше ему вход был заказан. Так, главный секс-символ бельгийской гастрономии Кобе Десрамаултс готовит бекон с мороженым из темного эля или, к примеру, картофель в карамели из дюббеля с соусом из черного шоколада, и в этом триптихе дюббель, изменивший форму, но не характер, занимает центральное место. Революция это или нет, но совершенно очевидно, что какой-нибудь бесхребетный пилзнер с такой ролью не справился бы.