Все в шоколаде
- Иван Пустовалов
В 2004 году я жил в Лондоне — этой фантастической столице гастрономической пустыни по имени Англия. Хваленые рестораны Чайнатауна оказались хуже плохих китайских в Питере, в индийских заведениях карри был ярко-желтым от красителей, и всюду было невкусно. Ей-ей, для меня центром гастрономической цивилизации была столовка Би-би-си на Стрэнде, где за три с полтиной фунта чернокожий детина готовил stir-fry — то, что потом пришло к нам под именем «блюдо в воке».
Я с тоской ждал получки и думал, что рвану на поезде под Ла-Маншем из Лондона в Париж, который стоит мессы чревоугодия. Всего два часа — и уже на вокзале пахнет настоящим хлебом. И вот тут по Русской секции Всемирной службы Би-би-си разнеслось: «Из Бельгии возвращается Кристоф!»
— Ху из Кристоф? — спросил я.
— Наш шоколадный мальчик! У его мамы chocolate factory!
О появлении Кристофа — белозубого, сияющего мальчишки, разливающегося по-русски курским соловьем, — я узнал по запаху шоколада и, не знаю, по свету, наполнившему коридоры с тугими противопожарными дверями. Кристоф вернулся из дома и теперь коллег одарял. «Это шоколад Leonidas?» — натужно подольстился я, вложив в вопрос все познания о кондитерском цехе Бельгии. «Ну-Leonidas-у-нас-в-общем-то-конечно-больше-для-туристов», — щебетнул Кристоф, протянул мне коробку — и я пропал.
Я не слишком жалую сладкое, знаете ли. Десерты для меня — цезура, ритмический пропуск в строфе. Но это был шоколад Corné Port-Royal. Это такая, если я правильно понимаю, валлонская материализация представлений о счастье. Как оказалось, и моей мечты о счастье тоже.
Именно Бельгия, а не Брюссель или Антверпен. Потому что в некрасивой, с подразбитыми дорогами, скучноватой стране, где всех-то и счастий панатлантизма, что стопроцентно освещенные в ночи шоссе, можно приехать в любой город, завалиться в любую харчевню.
О, боги.
О, Вицлипуцли и сладостный Озирис! Ребра перед готовкой макнули на секунду в сахарный сироп. Это была свинья с карамелизированных небес. Ребра лежали пулеметною лентой, чуть не полуметровым куском. Мы скомандовали «Пли!» — и перенеслись вслед за свиньей в рай. Пункты по переходу в рай находятся в Бельгии всюду, и, уверяю, визу не спрашивают.
Потом Кристоф, который станет нашим другом и переедет в Париж, и мы будем приезжать в Париж и останавливаться у него, мне объяснит устройство Бельгии. Это страна, живущая не наружу, а внутрь.
Впрочем, вру. Бельгийская кухня такова, что потайных швов в ней нет.
Это во Франции каждый шеф — шарадист: «Мой первый слог на дне морском…» — и поди разгадай, какого морского гада он скрестил, скажем, с телячьим зобом, превратив обоих в суфле. А кухня в Бельгии бесхитростна и открыта, как сельская невеста в первую ночь.
Помню, однажды парень по имени Джефф Хэррис — англичанин, наблюдающий в Брюсселе за евронацизмом, про который он писал книги, — потащил меня на ланч на площадь Журдан. «Популярное место», — сказал он. Я поверил, когда на подступах он раскланялся с дюжиной чиновников Европарламента (евробюрократы, как и геи, в выборе осечек не делают). На площади произрастала унылая круглая постройка — в Ленинграде такими метили конечные остановки трамваев. Мы подошли. Остановка называлась Maison Antoine и торговала фритами навынос. Подле, блаженно-счастливые, фритами объедались семейные матроны и поклонники промискуитета, депутаты и гастарбайтеры, коренные и понаехавшие — единая, черт побери, Европа!..
Брюссельская авеню Сталинград выглядела так, будто битва случилась вчера. На улице, где я зарезервировал комнату, — серой, тоскливой и бесконечной, как жизнь по гудку, — не было номеров домов, и я надеялся, что правильно понял хозяйку, уверявшую, что я мимо не пройду.
Неожиданно среди уныния образовался дикий виноград, в зарослях была дверь. Вышедшая дама грозно спросила, где моя жена. Покачав головой и сказав, что не доверяет мужчинам моложе 50, приехавшим без жен, она все же впустила: похоже, из жалости. В комнату вели грандиозные стеклянные двери с травленным плавиковой кислотой рисунком. Кровать эпохи Рекамье могла приютить полк. В столовой с пятиметрового потолка свисала хрустальная люстра размерами с хрустальную мечту детства. За круглым столом сидели семейные пары старше 50, все в черном, и ножи зловеще звякали в тишине. Вдруг грянул Вагнер. Я физически ощутил, что сейчас прозвучит выстрел, а потом приедет Пуаро, нам не дадут разойтись, пока не сыщут убийцу, — и бросился вон.
Возлюбленные братья и сестры мои, родня по трапезе! Любой дурак умеет готовить мидии: моешь раковины, режешь пару лимонов, чуть томишь это добро в собственном соку, пока не раскроются створки. Это так же просто, как готовить мидии в белом вине или в пиве, — и так же просто, как готовить фриты или сохранять в мясе сок. Это умеют все дураки и дуры мира. Но почему-то у дураков получается унылое дерьмо, а в Бельгии — бесконечное счастье. Почему? Не знаю. Но и в ар-нувошном Brasserie Horta, и в шалмане со стершимся от обилия туристов именем, и на скучнейших деловых авеню, и в кишочках улочек на холме над брюссельским Дворцом правосудия — всюду вы найдете три слагаемых местного кулинарного счастья: фриты, мидии, шмат мяса. (A propos: в переулках над упомянутым дворцом мы с женой однажды наткнулись на гастрономический ресторан Le Gourmandin. Там двое мужчин совмещали функции нежных друзей, поваров и официантов. Когда они принесли заказ — голубя с карамелизированным баклажаном на ковре из картофеля, — я обомлел: ковер был сложно соткан из картофельных нитей.)
А когда электричка пришла, я стоял, как идиот, с перемазанным шоколадом ртом и доедал последнюю упаковку.
И самое ужасное — мне за это до сих пор не стыдно!