ЗОЛОТАЯ ТЫСЯЧА
Включить ингредиенты
Исключить ингредиенты
Популярные ингредиенты
Тип рецепта

Мягко стелют

Как делают коломенскую пастилу
Мягко стелют фото
Фотограф
Роман Лошманов

Для зарождения традиции требуется совсем немного времени. В сергиево-посадском Музее игрушек показывают первую (или одну из первых) матрешку, сделанную художником Сергеем Малютиным и токарем Василием Звездочкиным по образцу японской игрушки в 1890-х годах. Когда я смотрел на нее, у меня в голове не укладывалось, как за такой короткий срок все это с помощью Полхов-Майдана, Городца, Семенова, Вятки и других матрешечных центров превратилось в один из самых узнаваемых символов русской народной культуры.

Утрата традиции тоже дело короткое: для забытья хватает одного-двух незнающих поколений. В дореволюционной России было три центра производства пастилы: Коломна, Белев и Ржев. В Коломне, городе, в котором русскую пастилу, как считается, придумали, пастильные фабрики существовали с начала восемнадцатого века, но ни одна не пережила того, что сделал с Россией век двадцатый. Были утрачены и рецепты: если в Белеве продолжали делать пастилу в домашних условиях, то в Коломне (как и во Ржеве) промысел вымер полностью.

Но и возрождение традиции — это тоже несложно и сравнительно быстро, если есть целеустремленные люди. Сейчас 2016 год, и с коломенской пастилой как с живым продуктом знакомы многие, а ее современной жизни всего-то девять лет.

Все началось в 2007 году, когда Татьяна Никитина и Елена Дмитриева, две энтузиастки, переехавшие в разное время в Коломну из Воскресенска, задумали оживить Коломенский посад. Эта территория, примыкающая к Кремлю, дошла к тому времени до полуруинированного состояния: горожане предпочитали селиться в новой части города, в домах со всеми удобствами. Татьяна и Елена при помощи грантов, которые им выдали фонды Михаила Потанина и Вагита Алекперова, начали методично превращать посад в город-музей.

Первым музеем (сейчас их уже множество) стал Музей пастилы, открывшийся в 2009 году. Главным экспонатом решили сделать исчезнувший вкус, а для этого надо было его восстановить — и из этого логически вытянулась вся последующая цепочка событий. Рецепты, как и было сказано, в Коломне не сохранились — их нашли в Ленинской библиотеке в книгах Левшина и других старинных кулинаров. Производство сначала пытались наладить на кондитерских фабриках — предлагали местной «Коломчаночке» и близлежащему «Озерскому сувениру». Обе отказались, сославшись на то, что продукт непонятный и неинтересный. Пришлось налаживать собственное производство, прямо при музее. Практически сразу новая коломенская пастила приобрела известность настолько яркую, что в Белеве быстро организовалось несколько пастильных фабрик, а «Коломчаночка» на волне популярности освоила производство гостовской пастилы, которая хотя и не традиционная коломенская, но тоже — так получилось — коломенская, потому что делается в Коломне.

А на Музейной фабрике пастилы теперь делают и белковую пастилу, и безбелковую, и плотную пастилу смокву, и пастильные зефирки, и пастилу с сахаром, и медовую пастилу, и из ягод, и даже из тыквы. И все — традиция ожила.

Экскурсии по музею-фабрике проводятся в виде театрализованных представлений, а кроме того, здесь устраивают интерактивные спектакли. Достоевский на афише не случаен: он очень любил плотную красную коломенскую пастилу — ту, что делают без белка.
Пастилу в музее-фабрике делают практически полностью вручную — из механизмов только духовки, яблокорубка, миксеры, сушильные шкафы. Слева — Маргарита Алексеевна, заведующая производством, первый человек, который перевел исторические рецепты на современный технологический язык.
В сезон яблоки используют местные, коломенские: принимают у населения. А потом закупают яблоки в Липецкой области в больших хранилищах, где яблоки хранят в холодильных камерах. Команда Музейной фабрики мечтает о том, чтобы ее работа послужила началом садоводческого бума в городе и Коломенском районе, чтобы яблоки для пастилы были только местными.
Во многом благодаря команде, сделавшей Музейную фабрику, исторический центр Коломны облагородился, превратился в средоточие всевозможных музеев и зажил новой жизнью; до того он пребывал в полуобморочном состоянии.
В экскурсиях-спектаклях задействованы актеры местного театра, но играют они так органично, что кажется, будто и правда перемещаешься в коломенское прошлое. Актриса в роли внучки владельца пастильной фабрики рассказывает, как та выглядела в конце позапрошлого века.
Заливка яблочно-ягодного пюре в формы, которые спустя пять минут отправятся в сушильный шкаф: это будущая безбелковая пастила.
Кроме собственно пастилы в музее делают пастильные зефирки: в них нет агар-агара и на вкус они совсем как пастила, чем отличаются от того промышленного зефира, к которому приучили нас крупные фабрики.
В зефирки добавляют пюре из разных ягод вроде черники и черной смородины — поэтому они получаются разноцветными и разновкусными.
Прикроватный столик купца — владельца фабрики. Как видите, все довольно достоверно.
Такая пастила, состоящая из нескольких слоев, называется союзной. У каждого слоя свой вкус в зависимости от пюре, которое было использовано: только яблочное, яблочно-черносмородиновое, яблочно-клубничное, яблочно-черничное.
Кроме пастилы на фабрике делают также различные варенья.
Все коробочки для пастилы собираются вручную, и этикетки наклеиваются вручную тоже: фабрика — это торжество ремесла в чистом виде.
Белковая пастила в сушильном шкафу, где она приобретает свою пористую структуру.
Для каждого вида пастилы — своя специально разработанная этикетка. Смоква — это плотная пастила.
Производство на фабрике безотходное: для пастилы используются яичные белки, а для того, чтобы переработать остающиеся желтки, придумали делать лапшу. Ее также делают практически полностью вручную: раскатывают тесто через машинку для пасты, затем дополнительно — скалкой, посыпав перцем и тертым миндалем, а потом нарезают ножом и отправляют сушиться.
Никаких сложных соусов, говорят на фабрике, для этой лапши не требуется: только немного чеснока, который чуть подержали на сковороде с оливковым маслом.
Елена Дмитриева, которая вместе с Натальей Никитиной придумала возродить в Коломне производство пастилы. Родом Елена из Вознесенска, а в Коломне училась, но потом решила переехать в этот город навсегда.
09.06.2016