Мягко стелют
- Роман Лошманов
Для зарождения традиции требуется совсем немного времени. В сергиево-посадском Музее игрушек показывают первую (или одну из первых) матрешку, сделанную художником Сергеем Малютиным и токарем Василием Звездочкиным по образцу японской игрушки в 1890-х годах. Когда я смотрел на нее, у меня в голове не укладывалось, как за такой короткий срок все это с помощью Полхов-Майдана, Городца, Семенова, Вятки и других матрешечных центров превратилось в один из самых узнаваемых символов русской народной культуры.
Утрата традиции тоже дело короткое: для забытья хватает одного-двух незнающих поколений. В дореволюционной России было три центра производства пастилы: Коломна, Белев и Ржев. В Коломне, городе, в котором русскую пастилу, как считается, придумали, пастильные фабрики существовали с начала восемнадцатого века, но ни одна не пережила того, что сделал с Россией век двадцатый. Были утрачены и рецепты: если в Белеве продолжали делать пастилу в домашних условиях, то в Коломне (как и во Ржеве) промысел вымер полностью.
Но и возрождение традиции — это тоже несложно и сравнительно быстро, если есть целеустремленные люди. Сейчас 2016 год, и с коломенской пастилой как с живым продуктом знакомы многие, а ее современной жизни всего-то девять лет.
Все началось в 2007 году, когда Татьяна Никитина и Елена Дмитриева, две энтузиастки, переехавшие в разное время в Коломну из Воскресенска, задумали оживить Коломенский посад. Эта территория, примыкающая к Кремлю, дошла к тому времени до полуруинированного состояния: горожане предпочитали селиться в новой части города, в домах со всеми удобствами. Татьяна и Елена при помощи грантов, которые им выдали фонды Михаила Потанина и Вагита Алекперова, начали методично превращать посад в город-музей.
Первым музеем (сейчас их уже множество) стал Музей пастилы, открывшийся в 2009 году. Главным экспонатом решили сделать исчезнувший вкус, а для этого надо было его восстановить — и из этого логически вытянулась вся последующая цепочка событий. Рецепты, как и было сказано, в Коломне не сохранились — их нашли в Ленинской библиотеке в книгах Левшина и других старинных кулинаров. Производство сначала пытались наладить на кондитерских фабриках — предлагали местной «Коломчаночке» и близлежащему «Озерскому сувениру». Обе отказались, сославшись на то, что продукт непонятный и неинтересный. Пришлось налаживать собственное производство, прямо при музее. Практически сразу новая коломенская пастила приобрела известность настолько яркую, что в Белеве быстро организовалось несколько пастильных фабрик, а «Коломчаночка» на волне популярности освоила производство гостовской пастилы, которая хотя и не традиционная коломенская, но тоже — так получилось — коломенская, потому что делается в Коломне.
А на Музейной фабрике пастилы теперь делают и белковую пастилу, и безбелковую, и плотную пастилу смокву, и пастильные зефирки, и пастилу с сахаром, и медовую пастилу, и из ягод, и даже из тыквы. И все — традиция ожила.