Пасха 2024
ЗОЛОТАЯ ТЫСЯЧА
Включить ингредиенты
Исключить ингредиенты
Популярные ингредиенты
Тип рецепта

Мягко стелют

Как делают коломенскую пастилу
Мягко стелют фото
Фотограф
Роман Лошманов

Для зарождения традиции требуется совсем немного времени. В сергиево-посадском Музее игрушек показывают первую (или одну из первых) матрешку, сделанную художником Сергеем Малютиным и токарем Василием Звездочкиным по образцу японской игрушки в 1890-х годах. Когда я смотрел на нее, у меня в голове не укладывалось, как за такой короткий срок все это с помощью Полхов-Майдана, Городца, Семенова, Вятки и других матрешечных центров превратилось в один из самых узнаваемых символов русской народной культуры.

Утрата традиции тоже дело короткое: для забытья хватает одного-двух незнающих поколений. В дореволюционной России было три центра производства пастилы: Коломна, Белев и Ржев. В Коломне, городе, в котором русскую пастилу, как считается, придумали, пастильные фабрики существовали с начала восемнадцатого века, но ни одна не пережила того, что сделал с Россией век двадцатый. Были утрачены и рецепты: если в Белеве продолжали делать пастилу в домашних условиях, то в Коломне (как и во Ржеве) промысел вымер полностью.

Но и возрождение традиции — это тоже несложно и сравнительно быстро, если есть целеустремленные люди. Сейчас 2016 год, и с коломенской пастилой как с живым продуктом знакомы многие, а ее современной жизни всего-то девять лет.

Все началось в 2007 году, когда Татьяна Никитина и Елена Дмитриева, две энтузиастки, переехавшие в разное время в Коломну из Воскресенска, задумали оживить Коломенский посад. Эта территория, примыкающая к Кремлю, дошла к тому времени до полуруинированного состояния: горожане предпочитали селиться в новой части города, в домах со всеми удобствами. Татьяна и Елена при помощи грантов, которые им выдали фонды Михаила Потанина и Вагита Алекперова, начали методично превращать посад в город-музей.

Первым музеем (сейчас их уже множество) стал Музей пастилы, открывшийся в 2009 году. Главным экспонатом решили сделать исчезнувший вкус, а для этого надо было его восстановить — и из этого логически вытянулась вся последующая цепочка событий. Рецепты, как и было сказано, в Коломне не сохранились — их нашли в Ленинской библиотеке в книгах Левшина и других старинных кулинаров. Производство сначала пытались наладить на кондитерских фабриках — предлагали местной «Коломчаночке» и близлежащему «Озерскому сувениру». Обе отказались, сославшись на то, что продукт непонятный и неинтересный. Пришлось налаживать собственное производство, прямо при музее. Практически сразу новая коломенская пастила приобрела известность настолько яркую, что в Белеве быстро организовалось несколько пастильных фабрик, а «Коломчаночка» на волне популярности освоила производство гостовской пастилы, которая хотя и не традиционная коломенская, но тоже — так получилось — коломенская, потому что делается в Коломне.

А на Музейной фабрике пастилы теперь делают и белковую пастилу, и безбелковую, и плотную пастилу смокву, и пастильные зефирки, и пастилу с сахаром, и медовую пастилу, и из ягод, и даже из тыквы. И все — традиция ожила.

Экскурсии по музею-фабрике проводятся в виде театрализованных представлений, а кроме того, здесь устраивают интерактивные спектакли. Достоевский на афише не случаен: он очень любил плотную красную коломенскую пастилу — ту, что делают без белка.
Пастилу в музее-фабрике делают практически полностью вручную — из механизмов только духовки, яблокорубка, миксеры, сушильные шкафы. Слева — Маргарита Алексеевна, заведующая производством, первый человек, который перевел исторические рецепты на современный технологический язык.
В сезон яблоки используют местные, коломенские: принимают у населения. А потом закупают яблоки в Липецкой области в больших хранилищах, где яблоки хранят в холодильных камерах. Команда Музейной фабрики мечтает о том, чтобы ее работа послужила началом садоводческого бума в городе и Коломенском районе, чтобы яблоки для пастилы были только местными.
Во многом благодаря команде, сделавшей Музейную фабрику, исторический центр Коломны облагородился, превратился в средоточие всевозможных музеев и зажил новой жизнью; до того он пребывал в полуобморочном состоянии.
В экскурсиях-спектаклях задействованы актеры местного театра, но играют они так органично, что кажется, будто и правда перемещаешься в коломенское прошлое. Актриса в роли внучки владельца пастильной фабрики рассказывает, как та выглядела в конце позапрошлого века.
Заливка яблочно-ягодного пюре в формы, которые спустя пять минут отправятся в сушильный шкаф: это будущая безбелковая пастила.
Кроме собственно пастилы в музее делают пастильные зефирки: в них нет агар-агара и на вкус они совсем как пастила, чем отличаются от того промышленного зефира, к которому приучили нас крупные фабрики.
В зефирки добавляют пюре из разных ягод вроде черники и черной смородины — поэтому они получаются разноцветными и разновкусными.
Прикроватный столик купца — владельца фабрики. Как видите, все довольно достоверно.
Такая пастила, состоящая из нескольких слоев, называется союзной. У каждого слоя свой вкус в зависимости от пюре, которое было использовано: только яблочное, яблочно-черносмородиновое, яблочно-клубничное, яблочно-черничное.
Кроме пастилы на фабрике делают также различные варенья.
Все коробочки для пастилы собираются вручную, и этикетки наклеиваются вручную тоже: фабрика — это торжество ремесла в чистом виде.
Белковая пастила в сушильном шкафу, где она приобретает свою пористую структуру.
Для каждого вида пастилы — своя специально разработанная этикетка. Смоква — это плотная пастила.
Производство на фабрике безотходное: для пастилы используются яичные белки, а для того, чтобы переработать остающиеся желтки, придумали делать лапшу. Ее также делают практически полностью вручную: раскатывают тесто через машинку для пасты, затем дополнительно — скалкой, посыпав перцем и тертым миндалем, а потом нарезают ножом и отправляют сушиться.
Никаких сложных соусов, говорят на фабрике, для этой лапши не требуется: только немного чеснока, который чуть подержали на сковороде с оливковым маслом.
Елена Дмитриева, которая вместе с Натальей Никитиной придумала возродить в Коломне производство пастилы. Родом Елена из Вознесенска, а в Коломне училась, но потом решила переехать в этот город навсегда.
09.06.2016