Включить ингредиенты
Исключить ингредиенты
Популярные ингредиенты
Тип рецепта

Советское шампанское

Как игристое Страны Советов стало самым массовым вином в мире
Изображение материала
Фотограф
Сергей Леонтьев

Советское шампанское со своим французским тезкой состоит в весьма условном родстве. Все дело в разных методах производства. Но наших граждан не сильно волнует сам процесс шампанизации, главное — результат! А он есть!

Во-первых, это чувство эйфории после первого же выпитого бокала. Во-вторых, отличное настроение за сущие копейки. Ну и в-третьих, ощущение праздника, ведь советское шампанское с детства у нас ассоциируется с мандаринами и запахом елки. Пусть даже последние годы мы чаще видим характерную зеленую бутылку с золотыми буквами не на столе, а в главном новогоднем фильме «Ирония судьбы, или С легким паром!».

Советское или российское?

Официально датой запуска «Советского шампанского» считается 1937 год — именно тогда на Донском заводе был выпущен первый массовый тираж игристого вина под этой маркой. Но если вернуться к истокам, то дата рождения отечественных игристых вин символично совпадает с началом XX века — в 1900 году российская марка игристого «Парадиз» была удостоена Гран-при на Всемирной выставке в Париже. Начало этой истории связано с князем Львом Сергеевичем Голицыным и его крымским имением Новый Свет. На площади в 20 гектаров он стал культивировать 600 сортов винограда. Некоторые из них прижились и положили начало крымскому виноделию, то есть советские энологи пришли не на пустое место. Во времена Голицына русское шампанское делалось по классической французской технологии двойного брожения — первое происходило на винодельне, где вино создавалось, а второе после разлива в бутылки, с которыми, чтобы вино заиграло, еще несколько лет бережно нянчились в погребах. Технология дорогая, трудозатратная, зато и в букете лучшие крымские образцы ничуть не уступали классической Шампани.

Лев Сергеевич вообще был скорее винным эстетом, чем человеком бизнеса, — он легко раздаривал коллекционные бутылки, продавал дорогие вина по сниженной цене, дабы отучить народ от водки. Но разорило князя Голицына строительство системы тоннелей для вызревания вина в Абрау-Дюрсо, ставшим вторым опорным центром российского шампанского виноделия, — деньги кончились, князь был вынужден продать имения в императорскую казну и практически утратил контроль над процессом производства.

А тут еще и пролетарская революция, и последовавший за ней сухой закон надолго поставили на паузу развитие отечественного виноделия: шампанское вместе с ананасами и прочими рябчиками было объявлено идеологически чуждым напитком, что не мешало советскому правительству продавать за валюту уникальные винтажные вина из голицынской коллекции.

Почему советское шампанское из вина превратилось в символ?

О шампанском вспомнили в середине 20-х, после отмены сухого закона. Страна Советов остро нуждалась в символах, которые могли продемонстрировать преимущества нового строя: Днепрогэс, ВХУТЕМАС и возрожденный «Крымвинпромтрест» (бывший «Новый Свет») на эту роль подходили. Успехи первых пятилеток надо было достойно отмечать, и элитное на Западе шампанское должно было стать доступным массовым напитком. В 1936 году министр пищевой промышленности Анастас Микоян так объяснял постановление Совнаркома о резком увеличении производства шампанских вин: «Товарищ Сталин сказал, что стахановцы сейчас зарабатывают много денег, много зарабатывают инженеры и другие трудящиеся. А если захотят купить шампанского, смогут ли они его достать? Шампанское — признак материального благополучия, признак зажиточности».

От традиционного французского метода советские виноделы практически отказались (в Абрау-Дюрсо остались лишь несколько залов, где игристое выдерживалось в бутылках по всем правилам метода Шампенуа, и, понятно, до прилавков эти бутылки не доходили). Взамен ученый-винодел Антон Фролов-Багреев предложил метод ускоренной шампанизации: за счет того, что вино получало все положенные пузырьки не в отдельной бутылке, а в большом резервуаре под давлением, процесс изготовления становился менее трудозатратным, а главное — на него уходило меньше месяца. В 1928 году был выпущен пробный тираж в 36 тыс. бутылок. Еще девять лет понадобилось, чтобы восстановить виноградники и наладить производственные линии. В 1937 году тираж увеличился за 525 тыс. бутылок, через год объем перевалил за миллион. О том, что шампанское стало напитком государственного значения, говорит тот факт, что Фролов-Багреев получил в 1942 году, в разгар войны, Сталинскую премию. И срочно был вызван в Москву из эвакуации, чтобы успеть наладить массовый выпуск шампанского ко Дню Победы.

Чем советское шампанское отличалось от других игристых вин?

Никакой технической революции Фролов-Багреев не произвел: большинство демократичных игристых, например, итальянское просекко, производится именно резервуарным способом, известным также как метод Шарма (по фамилии его изобретателя).

А вот метод «шампанизации вина в непрерывном потоке», внедренный на винных заводах уже в 50-е годы, — чисто советское изобретение, в мире аналогов не имевшее. Отличие от резервуарного метода было следующим: брожение вина осуществлялось уже не в статике в одной резервуарной емкости, вино последовательно прогонялось под высоким давлением через целый конвейер соединенных между собой резервуаров, в форсированном режиме проходя все этапы выдержки. В результате производство партии вина ускорилось до 2–5 дней, производительность предприятий выросла на 230%, стоимость каждой бутылки снизилась на 20%, а качество стало более предсказуемым и стабильным: в вине пропал назойливый привкус дрожжей, оно стало более прозрачным и пенистым.

Правда, при этом советское шампанское напрочь лишилось индивидуальности, все бутылки с золочеными этикетками по вкусу были как сестры-близняшки, вне зависимости от того, были ли они сделаны на московском, харьковском или тбилисском заводе шампанских вин. Да и само строительство таких заводов не в местах произрастания винограда, а вблизи крупных городов было в мировой практике виноделия нонсенсом. Проще и дешевле было возить на завод виноград, чем перемещать бутылки в места скопления потребителей, вкус вина все равно был стандартным — так зачем тратить больше?

Главное, бутылку советского шампанского уже в конце 50-х могла позволить себе купить к Новому году каждая среднестатистическая советская семья: его было несложно найти и в городских универсамах, и в отдаленных сельпо, а в Елисеевских магазинах в Москве и Ленинграде во время фестиваля молодежи и студентов 1956 года советское шампанское даже продавали в разлив, из крана, как газировку в граненых стаканах. В нюансы букета и перляжа никто особо никто не вникал, главное — чтобы пузырики в нос, хмель в голову и пробка в потолок. Ну и чтобы сладенькое.

Почему советское шампанское было сладким?

По распространенной версии, советское шампанское подсластили в угоду Сталину. Он очень уважал сладкие грузинские вина типа хванчкары — и кислый вкус брюта, присланного на дегустацию, «отцу народов» страшно не понравился, о чем стало известно на заводе, и в продукцию спешно ввели добавочный сироп.

Но на самом деле еще до революции на заводах «Вдовы Клико» выпустили серию сладких шампанских вин, специально предназначенных для поставок в Россию, так что любовь к сладким винам в нас, похоже, заложена генетически. И сегодня половина россиян отдает предпочтения сладкому и полусладкому шампанскому, лишь около 30% покупают полусухое, а 20% — брют, что идет вразрез с мировыми трендами, где именно брют и экстра-брют — самые сливки среди шампанских, да и вообще игристых вин.

К тому же добавление сиропа помогало советским производителям сгладить шероховатости отечественного виноматериала и добиться искомого универсального вкуса.

Получается, советское шампанское — это газировка с градусом?

Сводить характеристику советского шампанского к банальной сладенькой газировке с градусом несправедливо. Это было пусть и скороспелое, и массовое, но вполне достойное игристое вино. В 1970–1980-е годы оно поставлялось в полтора десятка стран, причем не только в страны соцлагеря, которые были обязаны принимать «братскую помощь» по долгу службы, но и в Австрию, Финляндию, Швецию. На международных конкурсах советское шампанское завоевало более 200 медалей.

Кстати, первые промышленные предприятия по производству зекта — немецкой разновидности игристого — были построены в ГДР советскими специалистами по методу «шампанизации в непрерывном потоке». Даже французы живо интересовались достижениями СССР в деле в шампанизации всей страны — об этом мало кто знает, но в 1975 году на Московском заводе шампанских вин проходили стажировку 30 специалистов французского шампанского дома Moёt (да-да, того самого), причем оплачивались такие стажировки в твердой валюте.

Почему сегодня советское шампанское не выдерживает конкуренции?

Советское шампанское в полной мере разделило судьбу СССР. Ко времени крушения госзаказов, с началом горбачевской антиалкогольной компании качество его упало ниже плинтуса. Отчетливый запах прелых яблок, привкус ацетона в процессе потребления и адская головная боль вследствие оного — все это наводило на мысль, что виноград стал в подобного рода игристых суррогатах лишь побочным продуктом, если вообще присутствовал.

Хотя сегодня у марки есть законный правообладатель — на территории России эксклюзивные права на производство и дистрибуцию советского шампанского принадлежат Федеральному казенному предприятию «Союзплодоимпорт» и его дочернему предприятию «Винторг», а на этикетке красуется надпись «произведено под контролем государства», — потерянной репутации, увы, не вернуть. Просто потому, что ушла эпоха советского эксклюзива, и все больше людей понимают, что, кроме советского, есть еще шампанское из Шампани, и уже попробовали всякое разное мировое игристое. Ну а советское шампанское стало ностальгическим мемом из старого кино вроде бессмертной «Иронии судьбы, или С легким паром!», которую мы обязательно включим праздничным фоном, пока нарезается тазик оливье, а в холодильнике охлаждается новогодняя бутылочка просекко.

03.12.2021
Комментарии (2):
1
Тем не менее, у нас по-прежнему есть очень достойные игристые вина, получающие высокие награды (и платина, и золото) на престижных международных конкурсах. А также очень приятные и качественные игристые в среднем ценовом сегменте. Как говорится, на любой вкус. При одинаковой стоимости бутылки (в т. ч. за счет акциза) больше вероятности получить лучшее качество нашего, нежели импортного. Это особенно понятно, когда покупаются вина разнообразные: зарубежные, отечественные, дорогие, средние.
0
ДА
ЭТА СТАТЬЯ В ЖУРНАЛЕ: