ЗОЛОТАЯ ТЫСЯЧА
Подбор рецептов
Включить ингредиенты
Исключить ингредиенты
Методы приготовления
Популярные ингредиенты
Тип рецепта

Советская пицца семейства Митты

Евгений Митта о трансформации запретного плода в пирог с сыром
Советская пицца семейства Митты фото
Фотограф
  • Иван Пустовалов

Евгений Митта — сын ­режиссера и сценариста Александра Митты и художницы и иллюстратора ­Лилии Майоровой. Работал сценографом и художником-­постановщиком в театре и кино. Открывал галереи, кафе и рестораны. Как режиссер-документалист снял несколько фильмов серии «Антология современного искусства». Совладелец архитектурно-дизайнерской компании Image Design Group.

«В течение многих лет родительский дом был домашним клубом, в который приходили режиссеры, актеры, поэты — в общем, творческая интеллигенция. У мамы было два формата: один крупный и совсем нетипичный и непопулярный для того времени — этакий гибрид застолья и фуршета, потому что все держали тарелки у себя на коленях, а центром этого всего было какое-то фундаментальное блюдо, обычно запеченная баранья нога. А второй вариант в доме родителей был для небольшого количества людей — тогда все собирались на кухне, и вот самой популярной закуской к алкогольным напиткам была мамина, советская версия пиццы. Ее любили Владимир Семенович Высоцкий, Леонид Филатов, Олег Павлович ­Табаков, кроме них в дом ходили Вениамин Смехов, Иван Дыховичный, другие артисты Таганки и «Современника». Вот Дыховичный, кстати, многие вещи взял на вооружение у моей мамы в гастрономическом смысле. У нее были очень вкусные, простые и эффективные ­способы накормить толпу. Это, разумеется, ценилось тогда. Ведь вся творческая среда ходила в считанные места — рестораны Дома кино, Дома журналиста, Дома актера и ЦДЛ, где еда была по большому счету ­одинаковая и только публика отличалась: в Доме кино были ­кинематографисты, в Доме актера — артисты, ну и так далее.

На кухне Александра Митты (в центре) в течение нескольких десятилетий собирались актеры, сценаристы, художники и музыканты

В советское время пиц­цу, понятное дело, нигде не делали. Это было блю­до, о котором говорили как о какой-то заграничной экзотике, а у отца была история, связанная с пиццей. Когда он снял свой фильм «Звонят, откройте дверь», в котором впервые, еще девочкой, снялась Елена Прок­лова, фильм взяли в программу Венецианского международного кинофестиваля. Это было, конечно, экстраординарное для отца событие, его отправили на фестиваль, и он чуть ли не первый раз оказался за границей. Как у всех советских граждан, у него все было расписано и жестко ограничено: где жить, куда ходить и где питаться. А он очень хотел попробовать эту «легендарную» пиццу и заказал ее в ресторане при отеле. То был хороший ресторан, а вовсе не пиццерия. На него там посмотрели с удивлением, но, несмотря на то что пиццы в меню не было, решили сделать отцу приятное. Отец говорил, что, когда наконец ее принесли, он страшно разочаровался, потому что это была маленькая, очень простая лепешка с сыром.

А мама была таким энтузиастом и решила эту мечту о пицце воплотить в жизнь — и фактически придумала свою версию этого блюда. Это тоже был по большому счету просто сырный пирог с помидорами. Но в ее версии тесто было слоеным (она его просто покупала свежим в магазине) и обычный российский сыр, потому что ни о какой моцарелле никто слыхом не слыхивал, а сверху после сыра и помидоров можно было выкладывать все, что было под рукой: зелень, ветчину, колбасу сервелат или оливки».

07.11.2015