
Льняная каша с шелковицей на апельсиновом соке
Неизвестные факты из жизни шелкопряда Горожане только досадливо качают головой, переступая через чернильные кляксы разбившихся об асфальт перезревших плодов шелковицы. Редко-редко кто-то поднимет руку, чтобы сорвать иссиня-черную или желтоватую, похожую на толстенькую коротенькую гусеницу ягоду. На рынках иногда можно встретить бабушек, продающих шелковицу в стаканах, — у них во дворах еще растет тутовник. А когда-то шелковица претендовала на то, чтобы сделаться одним из столпов крымской экономики. Согласно легенде шелкопряд упал в чашку чая китайской принцессы которая заметила как он разматывается в блестящие нити. А упал он с тутовника который нам более известен как шелковица. После чего белая шелковица стала активно культивироваться как среда обитания и питания шелкопряда. После чего секрет разведения шелкопряда китайские правители хранили круче, чем Кащей иголку. Но он в итоге попал к нам и известный инноватор и рационализатор Петр I увидел в нем то могло изменить жизнь русского Государства, круче чем Роснано. И велел засадить им пригодные для этого земли. В Украине — под Киевом и в Харьковской губернии —были построены первые шелковые заводы при Петре I.
Поэтому ничего удивительного, что, после того как Крым стал частью Российской империи, идея развить здесь шелководство не давала покоя предприимчивым людям: просто грех при таком климате упускать возможность сделать полуостров шелковым!
В Крым потянулись заграничные специалисты шелкового дела. Везли их на полуостров за счет казны, выделяя средства на дорогу и пропитание, пообещав большие деньги за труд. Например, в том же 1786 году прибыл сюда с женой и ребенком итальянец Линднер — «мастер разводить дерево шелковицу», жалованья ему положили 300 рублей. «Жена Эшова. Мастерица сырой шелк от кокона разматывать; с мужем, который деревянные часы умеет делать. 150 рублей жалованья в год», — такая запись значится в ведомости, где перечисляются отправленные в Тавриду мастера. Известный ученый Карл Габлиц, исследовавший полуостров, считал, что у крымского шелководства есть все шансы со временем превратиться в прибыльную и богатую отрасль. Но, как всегда бывает, с уходом главного энтузиаста – князя Потемкина все планы сошли на нет.
«В этих рассадниках состояло уже до 14 тысяч дерев, вновь рассажено около 130 тысяч, а в школе до 400 тысяч выводков, — писал Василий Кондараки в своем «Универсальном описании Крыма». — Нет сомнения, что предприятие увенчалось бы блистательным успехом, если б население полуострова проявило к нему сочувствие, но так как оно не имело понятия о пользе разведения шелковичного червя и не требовало из рассадников этих дерев, а правительство само не могло окупить огромных расходов на поддержание этих заведений количеством полученного шелка, то эта выгодная отрасль народной промышленности должна была угаснуть в самом начале». Своеобразным памятником этим планам стало множество тутовых деревьев в окрестностях Старого Крыма и Симферополя.
А сейчас шелковица по праву внесена в Суперфуд и продается лишь на наших рынках да в заграничных магазинах в разделе здоровое питание