
Паэлья с морепродуктами (Paella de Marisco)
В испанской Малаге мы оказались на пасхальных каникулах и прямо с самолета вклинились в галдящую толпу, наблюдавшую странное шествие - смесь роскошной похоронной церемонии и парада членов Ку-клус-клана. Пробелы пришлось заполнять прямо на месте, при помощи Гугла. Вот именно для таких ситуаций он и создан, чтобы быстро оценить обстановку, не ударить в грязь лицом, а сделать вид, что мы как порядочные зеваки пришли посмотреть на предпасхальный вынос святых из церквей. И вынос этот, кстати сказать, тщательно срежессирован, наполнен трогательными до слез символическими ритуалами. Участвовать в нем большой почет, особенно для детей, которые потом – ну настоящие первоклашки из Хогвартса – встречались нам на каждом углу с одним или двумя родителями, держа подмышкой часть своего костюма - высоченный остроконечный колпак "капирот", который ввел нас вначале в постыдное заблуждение.
Изрядно поднабравшись впечатлений и проголодавшись, мы брели по центральным улицам, закапанным воском от свечей парада и завернули под одну из многочисленных ресторанных вывесок. От белых скатертей и устремленного на нашу интернациональную компанию любопытного взгляда пожилой испанки с благородным профилем и бокалом красного вина веяло аристократизмом. Но мы и здесь решили не растеряться, тем более нас было семь человек. Время для паэльи наступило. Одной большой паэльи.
Ждать пришлось долго. Сначала обсуждался интерьер, потом колоритные посетители у стойки, пилась Риоха. Перешли к более абстрактным вещам: творчество Пабло Пикассо, а также Антонио Бандераса, который на фотографии 15-тилетней а то и большей давности стоял в обнимку с владельцем заведения и как бы намекал на статус заведения. Наконец внесли большую сковороду (она-то и называется «паэлья»), наполненную ярко-желтым рисом. На нем, как девушки на пляжных фотографиях, разместилось семь розовых креветок в окружении лимонных долек. Тут и там попадались кусочки овощей, кальмара и белого мяса. С этого момента никто не отвлекался на посторонние разговоры, только на еду и причмокивания.
Паэлья – блюдо эклектичное, с объединяющей силой. Ничто не мешает, даже наоборот - все требует собрать в ней одновременно рыбу, морских гадов и мясо. И немного перца или артишоков. А еще у нее есть способность собирать вокруг себя компанию, тем более что этикет позволяет есть паэлью прямо из сковороды – то самое походное чувство «общего котла».
В одном испанском кино героиня после расставания сбегает от действительности на средиземноморский остров. Настроившись все забыть, как это умеют делать отчаянные девушки, в одном из прибрежных ресторанчиков она заказывает вина и паэлью. Но заказ у нее не принимают, потому что блюдо готовится минимум на двоих. «Какая жестокость», - размышляла тогда я, наблюдая захватившее Люсию чувство одиночества, смешанное с обидой и отчаянием… Но после нашей паэльи стало очевидно, что это не дело 10 минут и довольно бессмысленно готовить ее для одного человека. Так что никаких жестоких метафор, скорее ирония, понятная каждому испанцу.